КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Выставка "Неявное": увидеть себя на чужой фотографии

Искать

Выставка "Неявное": увидеть себя на чужой фотографии

22.07.2012 23:01, Музеи и выставки: репортажи


Анна
Акопова

Анна Ахматова говорила, что нет ничего скучнее, чем чужие сны и чужой блуд. Многие наверняка добавили бы - и чужие детские фотоальбомы. Собственные можно пересматривать раз в пару лет и впадать в затягивающую сентиментальность, а чужие вызывают только вежливо подавленную зевоту. Так что проект "Молодая фотография", выставивший на Невском, 20 экспозицию "Неявное" выбрал, как минимум, не самые коммерческие фотоработы - воспоминания о чужом детстве. А, может, и не чужом.

Отыскать зал пришлось наощупь - вверх по крутому витку просторной лестницы. Светлый зал, разгороженный белыми ширмами. На них - фотографии. Вход на выставку бесплатный. 18 фотосерий от 18-ти фотографов, и к каждой пояснительное послание к зрителю.

Основная идея выставки - фотография как воспоминание. Сокровенное. "Неявное" - как не видное на первый взгляд, затерянное в дебрях памяти, забытое в кармане старой куртки и нечаянно найденное.

Наталья Резник фотографирует девичьи "секреты" - цветы, бусинки и прочие сокровища, зарытые в землю и прикрытые бутылочным осколком. Я стою перед фотографией и тщетно пытаюсь вспомнить - то ли я уже где-то об этом читала, то ли сама хотела написать, как мы с подругами сосредоточенно колдовали над своими "секретиками" - во дворе детского сада и на даче.

Откопать, очистить, оживить воспоминание - для себя и других. Оно, выходит, общее; и в то же время для каждого свое. Светлана Галанова провела исследование: несколько молодых людей описали свои впечатления от просмотра одних и тех же фотографий. Здесь - те самые фотографии, портреты участников и их тексты. Один мальчик написал что-то очень похожее на то, что написала бы я. Зачем-то я сфотографировала его портрет на телефон. Светлана Галанова пишет о "невозможности коммуникации": настолько по-разному люди восприняли изображения и само задание. Поразительная формулировка - "невозможность коммуникации". Это в наш-то век беспрерывных связей, проводов и сигналов! И опять, странное чувство - будто догадывалась об этом раньше, будто как раз хотела кому-то сказать...

Катя Юшкевич представила целую экспозицию под названием "Расчесать до крови". Здесь ее детская фотография - девчонка стоит у нарядной ёлки и улыбается, плотно сжав губы. Подпись: "Мне сказали не улыбаться, чтобы было красиво". Каждый помнит: выпали молочные зубы, и родители не одобряют бездумного беззубого веселья. Мамино пожелание на старой открытке: будь счастлива! Катин краткий честный пронзающий до слез текст, предельно живой автопортрет, обрывки детских вопросов, на которые нет ответов.

Старые фотографии - и в серии Леры Мостовой "Found and lost". Семья. Лиц не разглядеть - где-то размылось, где-то время вовсе оборвало бумагу. Вздох тюля на окнах старого дома, сквозь них - свет. Фотография обретает жизнь в воспоминании, и в тот же момент ее теряет: время расставляет по местам, оставляя ее в прошлом. Фотография на мгновение побеждает время, завладевает вниманием, рвет всякие провода.

У каждого в душе спрятаны десятки "секретиков", и найти свои вовне - все равно что обнаружить себя на старой фотографии: того года, когда ты еще не родился. В "Неявном" легко различить собственные черты, и чужие снимки легко становятся собственными, будто смотришь свой старый альбом.

Дополнительная информация