КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Визуальная деконcтрукция Евгения Бугаева

Искать

Визуальная деконcтрукция Евгения Бугаева

16.08.2012 12:25, Музеи и выставки: репортажи


Вика
Сушко

15 августа в лектории Самарского художественного музея открылась выставка молодого самарского художника Евгения Бугаева «Эйдетические этюды». Видео-арт, Аудио-инсталляция, фотография, беспредметная живопись - представлены почти все направления современного искусства. И все они в равной мере интересны одному из самых известных и перспективных представителей contemporary art в Самаре.

Название выставки звучит как провокация: недвусмысленное предложение набрать в поисковике неизвестное слово и вправду действует. Встречаю на открытии выставки знакомых, которые не поленились узнать значение «эйдетического». Впрочем, сначала никого не встречаю. За полчаса до открытия зал почти идеально пуст: только куратор общается с фотографом и сам художник гордо обозревает пространство, следит за моим взглядом… В экспозицию вошло, по его словам, все лучшее из нового и новое из лучшего, то есть самая эссенция его творчества. Понемногу показаны все направления мысли и все форматы, интересующие Евгения на данном этапе его развития.

Необычная тенденция: Самарский художественный музей уже в который раз устраивает ретроспективную выставку еще молодого художника. Откуда такое доверие к молодому искусству? Думаю, причина в активности местного арт-сообщества, которое состоит из нескольких арт-критиков, кураторов и художников-энтузиастов. Благодаря их идеям и упорству в Самаре каждый год биеннале современного визуального искусства – не Ширяевская, так «Правый берег» (в этом году она пройдет 19 августа на острове Голодный), также проходят разные акции, выставочные проекты, теперь еще и художественный музей распахнул двери навстречу актуальному искусству. Но вернемся к нашему молодому художнику. В двадцать восемь уже выставка в формате ретроспективы… Как будто подведение итогов.

Композиции в стиле авангарда сменяются сюрреалистическими фотопортретами, видео-натюрмортами и внушительных размеров холстами, разрисованными ритмическими узорами. Примитивные символы словно зависли в безвоздушном космическом или даже компьютерном пространстве, как будто что-то напоминают нам… «Есть два понимания слова «эйдетический». Первое восходит к неоплатоникам, рассматривавшим эйдос не как идею - которая относится к женскому роду, - но как еще не сформированную первооснову. Второе связано с гештальт-психологией. Здесь эйдетический образ говорит об архетипах и словно напоминает нечто… Как де жа вю», - объясняет художник.

Предлагаю ему вернуться на землю и поведать о своих выставочно-фестивальных планах – ведь это один из самых перспективных современных художников в Самаре. Но Бугаев весь ушел в подготовку открывшейся выставки, ни о чем кроме не думал, и вообще считает, что его сами должны приглашать, и все придет само. И ведь приходит: Евгений – финалист Канского видеофестиваля в г. Канске (2008), победитель конкурса Самарского областного художественного музея «Открытый город» в номинации «Фотография» (2004). Его персональные выставки прошли не только в Самаре, но и в Москве («PHARMACONCERT», площадка молодого искусства «Старт», ЦСИ «Винзавод», Москва, 2011; «Ось тишины», галерея «Новое пространство», Самара, 2010; «Порог чувствительности», галерея RU.LITVIN, Москва, 2009). Из коллективных выставок стоит выделить как особо важные  «Эко-Я» (дизайн-завод «Флакон», Москва), «Самарский десант» (Музей современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург), «Видеопровинция» (ГЦСИ, Москва), «Вне земли» (галерея «Новое пространство», Самара), «Брак» (галерея М'АРС, Москва). Бугаев участвует и в фестивалях, например, в Красноярской музейной биеннале, Международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» (ММСИ, Москва), самарском фестивале современного искусства «Арт-штурм», Ширяевской биеннале.

Смотрим закольцованное видео: слева в кадре белая детская головка манекена, на дальнем плане под струей воздуха колышется желтый воздушный шарик, в правом углу белые жалюзи прикрывают вентилятор. Ничего не происходит. «Эта выставка выявляет две темы моего творчества: тема красоты – впрочем, это тема любого искусства – и тема моих переживаний прекрасного», - говорит Евгений. Кругом одна эстетика, много формальных работ, а еще какой-то налет метафизического. Спор про традиции не вышел. «Какие традиции в современном искусстве?! Их нет! Современное искусство – это деконструкция всего».


Напоследок приведу цитату из каталога «Актуальное искусство Самары» о главном герое эйдетических этюдов: «Художественный мир Евгения Бугаева всегда остается покрытым тайной. Сам художник называет свое искусство эйдетическим (от греч. eidos - образ) и метафизическим. Метафизический эффект производится сочетанием фотографических обликов и вечных символов, низменного и неизменного, профанного и сакрального. Образы Бугаева не имеют конкретного, вещественного значения, главная их способность – отсылать к Иному. По мнению Бугаева, утраченную традицию можно  пересоздать только силой искусства. Сам он соотносит себя с традициями неоакадемизма, некрореализма, итальянских метафизиков, древнерусской живописи. Эти эстетики органично сочетаются у Бугаева с отражением «души родного места». В видеоработах художника значимо прежде всего состояние, в которое они вводят терпеливого зрителя. Это состояние печали, утраты и тишины. Эта тишина погибшего мира, в котором еще остались образы Красоты, Истина и Блага».

Дополнительная информация