КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Фестиваль «Музейный гид» провёл на Винзаводе экскурсию по всей России

Искать

Фестиваль «Музейный гид» провёл на Винзаводе экскурсию по всей России

18.09.2012 15:29, Музеи и выставки: репортажи


Алексей
Караковский

Идея фестиваля «Музейный гид» давно носилась в воздухе. Впервые собрать такое количество музеев от Карелии до Находки под одной крышей удалось Благотворительному фонду В. Потанина в прошлом году. 13-16 сентября 2012 года фестиваль проводился всего лишь второй раз, но размах его уже впечатляет. Экспозиция, представленная на Винзаводе, состояла из шести основных частей, каждая из которых представляла один из музеев-участников фестиваля.

 

Проект «Синий кобальт уходит в музей» представил традиции новгородского фарфорового производства, бывшего одним из главных городских брэндов в советское время, но сейчас почти совершенно утраченного. Желающие имели возможность самостоятельно поучаствовать в росписи фарфора.

Фестиваль "Музейный гид - 2012" на Винзаводе

Нижнетагильский музей представил смелую по нашим неспокойным временам выставку «Солдаты. Soldiers. Soldaten», в которой представлены письма и фотографии военнослужащих времён Второй мировой войны — не только войск союзников, но и их противников. Огромные портреты советских, американских, немецких, итальянских, французских, британских солдат привлекали внимание посетителей, и у многих, судя по всему, рвали шаблоны: ведь все привыкли, кто «наши», а кто «враги».

Фестиваль "Музейный гид - 2012" на Винзаводе

«Путешествие в страну людиков», представленное музеем Кондопоги (Карелия) занимало центр экспозиционного пространства и небезуспешно претендовало на то, чтобы быть основным стержнем концепции выставочной части фестиваля. Экспозиция описывала жизнь малой этнической общности — людиков, живущих в районе Кондопоги и совершенно неизвестных не только жителям основной части России, но даже карельцам. Лижмозеро, Вохтозеро, Спасская губа, Юркостров — такие названия украшали четыре огромных деревянных короба, внутри которых были представлены не только предметы быта карельской глубинки, но также традиционные кулинарные рецепты и наушники, из которых доносились карельские песни. Посередине, в центре живописного стога были установлены видеоэкраны и афиши ежегодного фестиваля «SenoFest», посвящённого этнолокальному фольклору и лэнд-арту. Обращали на себя внимание усилия по адаптации культурного кода малого этноса к восприятию обычного русского человека: к примеру людиковский эпос о путешествии за невестой кузнеца Ильмаринена, очень стильно начертанный на кусках бересты, был всё-таки переведён на русский и подготовлен специально для погружения в культурную среду. Вообще, то, что в подготовке выставки участвовали не только этнографы, но также художники, кинематографисты, фотографы и музыканты, однозначно пошло на пользу проекту и поспособствовало читаемости непривычного культурного кода.

Фестиваль "Музейный гид - 2012" на Винзаводе

Петербургский проект «Страна Гайдарика» Музея политической истории России соседствовал с музеем Кондопоги очень органично, так как в его экспозиции дерево также играло огромную роль: из него был сделан самый настоящий макет штаба Тимура и его команды. Помимо историй людей 30-х годов (к примеру известных лётчиков) всем желающим предлагалось покрутить знаменитый сигнальный штурвал, собрать электрическую цепь трактора и поучастввоать в спасении челюскинцев. Можно было также почитать советские газеты, в которых то и дело упоминалось имя Аркадия Гайдара. Выставка не только воссоздавала дух времени (хотя чувствовалось явное желание её устроителей сделать на этом акцент), но и по-своему интерпретировала Гайдара как писателя. Изюбегнув известных штампов о пионерах-героях, поиске «врагов народа» и т.п., Аркадий Гайдар предстал на этом выставке таким, каким его любили: романтиком, до последнего вздоха отстаивающим ценности благородства и справедливости в жестоком и слишком сложном для ребёнка мире.

Фестиваль "Музейный гид - 2012" на Винзаводе

Музей «Человек изобретающий» из Ростова-на-Дону, являющийся продуктом сотрудничества технического, научного и художественного музеев был особенным центром притяжения для детей: «рассказчик» и «показчик» Михаил Клецкий трудился не покладая рук. Демонстрировал музей красоту человеческого творчества, приводящего к тем иили иным научным открытиям или техническим изобретениям. Удивления сыпались как из рога изобилия: за несколько минут можно было услышать несколько причудливых историй об истории создания ароматов, приручении огня и света и своими глазами увидеть, как самый обычный огурец выступает в роли электрического проводника. Всё это в совокупности совершенно справедливо называлось «Театром изобретений».

Фестиваль "Музейный гид - 2012" на Винзаводе

«Музей на роликах» из Находки оставил не вполне оформившиеся впечатления, как и положено проекту, находящемуся в постоянном движении. Основная роль этого единственного в городе музея — объединение творческих сил молодых авторов. Во всяком случае, под «роликами» понимаются не только ролики как средство передвижения, но и видеоролики, граффити и т.п., посвящённые истории и быту родного города, а также колесу, дальнему родственнику ролика — как символу движения и прогресса. Основной частью выставки стали многочисленные комиксы, посвящённые современной мифологии города и ещё больше самим участникам выставки — школьникам, студентам, творческой интеллигенции.

Фестиваль "Музейный гид - 2012" на Винзаводе

Ещё два проекта, принимавшие участие в Фестивале в рамках программы «Первая публикация», были представлено более скромно. Проект «Дейнека. Монументальное искусство. Скульптура» с помощью проектора ненавязчиво транслировал работы художника прямо на потолок. Ярославский проект «Вруцелето, эмблемат, апофегмат» представил несколько цельногравированных книг и гравюры из старинных книг, а также мастерскую, где можно было попробовать свои силы в этом необычном деле.

Фестиваль "Музейный гид - 2012" на Винзаводе

Помимо собственно экспозиции Фестиваль представил на своей сцене немыслимое количество музейных проектов. Куликово поле, Литературный музей, дом-музей Ахматовой, усадьба «Ясная поляна», множество картинных галерей со всей страны — где такое ещё увидишь? Неудивительно, что на фестивале было не протолкнуться все четыре дня, а воскресенье вообще несколько раз возникало ощущение, что павильон не вместит всех желающих.

Было заметно, что Фестиваль привлёк внимание не только простых горожан, но и московской интеллектуальной элиты. Сколько литераторов, журналистов, музыкантов, профессоров, учителей, не связанных вроде бы с музейной темой, неофициально пришли на фестиваль! Невольно думалось: можно пытаться удивлять людей, можно их эпатировать, но полную поддержку можно получить только за счёт вечных ценностей.

А сколько на фестивале было детей! Больше всего им понравились, конечно же, мастер-классы по изготовлению линогравюр. Наиболее старательных можно было узнать по степени испачканности краской и довольным лицам. Многие с удовольствием рассматривали сокровища музейской торговли, и особенно — палатку со знаменитой «коломенской пастилой». А самым младшим посетителем фестиваля стал, согласно нашим собственным источникам информации, двухмесячный Федя Стародубов.

Поднимались на «Музейном гиде» и узкопрофессиональные вопросы, тем не менее, интересные самому широкому кругу общественности. К примеру, директор коллекций и образовательных программ Музея Лондона Кэти Росс рассказала, что в их музее не только перестали брать плату за право фотографировать, но и проводят конкурсы лучших фотографий. Почему? Да потому что человеку в музее должно быть, прежде всего, удобно: чтобы он мог сфотографировать на мобильник то, что хочется запомнить; чтобы он мог с помощью музейного Wi-Fi выйти в Интернет и прочесть в Википедии то, что вызывает интерес. А как сделать музей удобным для детей? Да для начала хотя бы сделать специальную стоянку для детских велосипедов и самокатов!

Хочется надеяться, что фестиваль «Музейный гид», с успехом стирающий расстояния, поможет обмену творческими идеями, и российские музеи превратятся в излюбленное место для проведения свободного времени взрослыми и детьми.

Фотографии Алексея Караковского. Полностью фотоотчёт >>>

Дополнительная информация