КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Натали Юрберг, Харс Берг и Ян Шванкмайер в «Гараже»

Искать

Натали Юрберг, Харс Берг и Ян Шванкмайер в «Гараже»

13.07.2013 18:33, Музеи и выставки: репортажи


Олег
Комраков

Центр современного искусства «Гараж» не так давно переехал с улицы Образцова в парк имени Горького, в специально выстроенный павильон. Первыми «Гараж» оккупировали шведы в лице художницы Натали Юрберг и музыканта Ханса Берга с проектом «Чёрный котёл», а также знаменитый чешский режиссёр Ян Шванкамайер, представивший московской публике свою «Кунсткамеру».

Новое здание «Гаража» своими размерами заметно уступает старому, но, тем не менее, в него поместились и небольшое кафе, и книжная лавка с отличной подборкой альбомов, пособий по развитию творческих способностей, книг по искусству (классическому и современному), философии и культурологии. Особого внимания заслуживают большие, богато иллюстрированные издания, которые вполне можно рассматривать как музейные экспонаты, а книжную лавку – как ещё один выставочный зал.

Две экспозиции – «Чёрный котёл» и «Кунсткамера» - проходят как отдельные выставки, с отдельными билетами по 200 рублей. Но в случае «оптового посещения» двух выставок сразу можно приобрести билет за 300 рублей. Правда, стоит предупредить, что по отдельности эти экспозиции производят на психику суровое впечатление, а две подряд это и вовсе, как говорили во времена моего детства «двойной удар – двойной вандамм».

Натали Юрбер, шведская художница, привезла в Москву проект под названием «Чёрный котёл», состоящий из шести видеофильмов и нескольких скульптур-пуфов в форме пончика и яичницы (по всей видимости, с ними у художницы связаны какие-то глубокие личные переживания). Видео демонстрируется на стенах, а пуфы разбросаны в вольном порядке по комнате и по идее на них можно сидеть, но смотрители зала просят этого не делать. Впрочем, я бы на эти творения воображения и не рискнул бы сесть, очень уж они странные – ядовитой расцветки и каких-то не натуральных пропорций, выглядят они, мягко говоря, тревожно. То же самое можно сказать и о видеозаписях – это что-то вроде покадрово снятых пластилиновых мультфильмов, только вот содержание у них совсем не детское.

Пересказывать содержание мультфильмов смысла нет. Скажу лишь, что никогда раньше не думал, что такое можно сотворить с пластилином, который у меня ассоциировался до этого исключительно с милыми детскими забавами. Человечка слепить, белочку... машинку... Нет, куда там. Натали Юрберг лепит такое, что я теперь ещё долго не смогу посмотреть на пластилин без внутреннего содрогания. К тому же это зрелище сопровождается мрачно-надрывными музыкальными композициями Ханса Берга, которые также отнюдь не способствуют душевному равновесию. 

В «Кунсткамере» Яна Шванкмайера, в полном соответствии с названием, выставлены диковинные и необычные предметы, созданные склонным к сюрреализму и мизантропии чешским режиссёром: рисунки, коллажи, скульптуры, собранные из разных предметов (кости, ракушки, деревяшки). Отдельная комнатка отведена под «фетиши» - жутковатые деревянные фигуры, и  среди них знаменитое Полено - «герой» одноимённого фильма. Выглядят эти фетиши так натуралистично и отвратно, что, не сомневаюсь, они бы обеспечили Шкванмайеру приз на любом конкурсе африканских колдунов.

В другом помещении по стенам развешаны картинки, на которые по непонятному принципу и с непонятными целями, наклеены куски глины. Мне особенно приглянулась одна из таких картин под названием «Поэма» - почему-то сразу вспомнилась «заумь» Крученых, в которой точно так же из произведения начисто исключён рациональный смысл  ради окончательного торжества   формы. Вообще, представленные на выставке работы то и дело вызывают ассоциации с авангардизмом и сюрреализмом. Коллажи напоминают аналогичные произведения дадаистов и футуристов. Картины, нарисованные в состоянии медиумического транса, отсылают к опытам с «автоматическим письмом». И не одними только достижениями двадцатого века подпитывается  Шванкмайер -  во многих скульптурах и рисунках явно просвечивают персонажи Босха.

Впрочем, искать в произведениях чешского режиссёра сторонние влияния дело интересное, но довольно бессмысленное. Сила воздействия Шванкмайера не в переработке наследия предшественников, а в умении работать с теми бесформенными образами, которые приходят из глубин бессознательного и редкая способность облекать эти образы в нечто вещественное. Ото всех скульптур, рисунков, коллажей, фильмов (несколько короткометражек также демонстрируются на выставке) веет чем-то глубинным, мощным, стихийным, иррациональным.

Его образы обладают странной силой – одновременно и пугающей, и притягивающей, они как будто исходят из мира, лежащего за пределами человеческих чувств, разума, цивилизации. Того мира, о котором мы стараемся не думать, потому что не мысль, а лишь тень мысли о нём даже в солнечный день заставляет невольно ёжиться. Что уж говорить о ночном времени – не хотелось бы во сне увидеть то, что изображает Шванкмайер.

Так что до 25 августа в центре «Гараж» есть возможность посмотреть на то, что таится в бессознательном и ощутить жутковатый холодок от узнавания смутных образов, воплощенных в дереве, бумаге и ракушках. Также в центре современной культуры «Гараж» параллельно с выставками Натали Юрберг и Яна Шванкмайера проводится цикл лекций «Оживающие предметы и запретные фантазии». С расписанием цикла можно ознакомиться на сайте  центра: http://garageccc.com/ru/event/328 Там же выложены онлайн-трансляции прошедших лекций.

 

Фотографии с сайта выставочного центра "Гараж".

Дополнительная информация