КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Архстояние-2013. Космос, абсурд и звуки шума

Искать

Архстояние-2013. Космос, абсурд и звуки шума

31.07.2013 09:41, Музеи и выставки: репортажи


Любовь
Коршунова

Уже лет пять многие мои знакомые говорили о каком-то фестивале "Архстояние" в деревне Никола-Ленивец с одноимённым парком. Мнения были самые разные, кто-то говорил, что там круто и стоят какие-то архитектурные объекты из дерева и веток, играет электронная музыка и ещё что-то происходит, кто-то плевался и говорил, что делать там нечего. Впечатлённая фотографиями из этого чудного места, уже пять лет я собиралась туда съездить, но как-то не срасталось. И вот в этом году...

Объект Клевер

Для особо любопытных про историю парка Никола-Ленивец можно прочитать вот тут http://www.nikola-lenivets.com/   Я же напишу про сам фестиваль.
Уже на подъезде я поняла почему, несмотря на относительную близость к Калуге, Никола-Ленивец ещё не стал местом массового паломничества местных фотографов. Карта обещала, что мы доберёмся за один час и десять минут, на деле же гораздо больше (привет, разбитая и петляющая дорога в деревенской глуши!). Завидев в небе над лесом нечто похожее на гигантских летающих червяков, я поняла, что мы уже близко, как потом выяснилось это было ничто иное как скай-арт-перфоманс "Звизжи" от французского художника Ксавье Жюйё.
Самое время вспомнить Пресс-релиз фестиваля .

Бобур

Далее на въезде в парк посреди поля высился недавно открытый объект Бобур, огромная конструкция из веток похожая на изогнутые трубы. Наша компания решила рассмотреть его чуть позже, когда его подсветят в темноте прожекторами. Сделать нам сие так и не удалось, так как уезжали мы ночью, а подсветку так и не включили. Дорога приобрела божеский вид и мы выехали к полю, недолгое стояние в очереди на парковку, эксцентричного вида девушка с дредами на въезде, проверка билетов и вот заветные синие браслетики с надписью "Архстояние-2013" у нас на запястьях, выходим из машины и думаем, куда же сначала пойти.

Ротонда

Самым ближайшим к нам объектом оказывается "Ротонда", круглое здание со множеством дверей и окон по периметру, в центре стоит печь в которой теплится огонь. Залезли внутрь, выбрались на крышу, постояли минут десять обозревая окрестности и дальше.

Разговор двух овощей

Стоит сразу сказать, что практически все заявленные перфомансы были спутаны во времени и мы слоняясь по парку от одного объекта к другому случайно натыкались то на инсталляцию, то на очередной перфоманс. В очередных кустах-деревьях, где нас поджидал огород с искусственными дынями-тыквами-арбузами и тому подобным, а рядом велась бойкая торговля уже овощами настоящими с местных огородов, ко мне подошла маленькая девочка и подёргав за рукав сказала: "А если постучать по тыкве, то она начнёт смеяться, пойдём покажу!" К сожалению тыква безмолвствовала, как и прочие овощи, только дыня порадовала меня исходящим изнутри голосом-отрывком из какой-то радиопередачи. Дальше больше. Сначала мы наткнулись на вращающееся колесо под и на котором валялись журналы про интерьер, рядом высилась стрёмного вида инсталляция под названием "Сажанец" и безмолствовал кинотеатр в виде стены сарая, потом была очень необычная дорога, точнее батут натянутый вместо дороги, на котором посетители фестиваля скакали аки дети малые, не слишком торопясь идти дальше.

Штурм неба

Миновав дорогу-батут мы вышли к очередному объекту "Штурм неба" -  устремлённое вверх переплетение лестниц, символизирующее извечную мечту человека. Я вместе со всеми отправилась "штурмовать небо", что сделать было не слишком просто, так как лестницы были установлены в крайне неудобном порядке. С вершины объекта был виден кран, с подвешенной к нему гигантской гирей и я решила, что это точно перфоманс Юлиуса фон Бисмарка "Две сферы", миг и гиря сорвалась вниз, земля вздрогнула, а по окрестностям разнёсся гул. Помня о том, что гиря должна падать каждые тридцать минут, я решила не пропускать это зрелище и спустилась с небес на землю. Тем временем неподалёку от "Штурма неба" собралась внушительная толпа, под взглядами которой несколько человек в чёрном несли на своих плечах доски, они медленно положили доски на землю, накрыли головы пиджаками и побежали в леса под аплодисменты толпы.

Вход в лес

Перфоманс назывался "Вход в лес". "Выход из леса" мы к сожалению пропустили, как сказано выше, из-за путаницы во времени, но кто видел сказали, что было здорово, что ж поверю им на слово. За очередными кустами была поляна с ограждением посередине, за которым валялась в грязи та самая гиря. Долго ждать не пришлось, гирю подняли краном и под восторженный визг толпы сбросили с пятнадцатиметровой высоты, земля снова вздрогнула. "Ох, уж это современное искусство!" - подумалось мне и наша честная компания двинулась дальше.

Удалённый офис

Дальше нас ждал полосатый домик под названием "Удалённый офис" в нём за стёклами витрин томились банки с заспиртованными пионами и спаянные вместе самовары-топоры-ножницы, надо всем этим великолепием из колонок раздавалось монотонное пчелиное жужжание (инсталляция "Кунсткамера"). Кому как, а пионы меня впечатлили. Времени прошло немало и дорога естественным образом вывела нас к летнему кафе со вполне вменяемыми ценами. Подправив силы кто пивом, кто печеньками с чаем, мы продолжили путешествие. Несколько часов ничего сверхоригинального, кроме собственно постоянных объектов Николы-Ленивца нам не встречалось, все желающие могут прочитать про них на официальном сайте или приехать и увидеть своими глазами в любое время, так что писать про них не буду.

Маяк

Упомяну только "Маяк" - один из самых старых объектов высотой с пятиэтажный дом (девять лет как-никак), сделанный из веток вяза, на него, как и на многие другие объекты можно забраться и сверху полюбоваться на восхитительную панораму реки Угры, лесов и полей. Несмотря на почётный возраст, конструкция выглядела достаточно крепко, верхушка тихо поскрипывала и раскачивалась под ветром, а ветер доносил звуки Имперского марша из "Звёздных войн" (внезапно!). По реке плыл плот с колонками, которые собственно и оглашали окрестности звуками марша на повторе. Под этот аккомпанемент и всеобщий смех на берегу, из камышей выплыла семейство уток и гордо скрылось из виду. "Давай, уже поставим что-нибудь другое!" - послышалось с плота и Имперский марш сменился какой-то трансухой. Побродив по окрестностям ещё где-то час, мы выбрались на лесную опушку, где из установленных в кустах колонок, под эмбиент, блаженный мужской голос декламировал: "И птииички... И соолнышко..." Слушалось это абсолютно наркомански, как будто сам лес заговорил с тобой...

 Арка

Медленно, но верно солнце шло к закату, мы тем временем добрались до объекта "Арка", внутри арки тихо плавили атмосферу звуки эмбиента, говорили, что где-то там так же должен был висеть в сетке голый мужчина, но мы его не застали, зато сверху объекта можно было увидеть соседнюю поляну, где скрежетали и ухали переплетения из оранжевых труб. Туда-то я и направилась после арки.

Вавилонский водопровод

Инсталляция "Вавилонский водопровод" стала для меня лучшей на данном мероприятии, это точно то, что лучше один раз увидеть, а ещё лучше услышать, а ещё лучше поучаствовать. Олдскульные индустриальщики и любители нойза точно оценили бы лабиринт из истекающих чёрной водой труб, нависший над бассейном с чёрной же водой, в каждой трубе спрятан динамик воспроизводящий милые сердцу скрежещущие и шипящие звуки, в любую трубу можно сказать слово, ухнуть, закричать и лабиринт исказит этот звук до неузнаваемости. Вроде как символизирует коммуникативную разобщённость, что ж получилось, чёрт подери! После долгого залипания на этот шедевр мы вновь направились в сторону, где разливают кофе и выдают бутерброды с сыром. К чести организаторов, точек с едой было разбросано по территории фестиваля более чем достаточно. Солнце уже почти село, мы уже порядком подустали и решили отправится в кинотеатр, благо вскорости там планировали что-то показывать.

Ольга Кройтор

По дороге мы опять увидели скопление людей, которые с интересом разглядывали что-то на земле. Подойдя ближе можно было увидеть устланную сеном "могилу" в которой под двойным стеклом лежала обнажённая девушка совершенно удивительной красоты, сначала я даже подумала, что она не настоящая, настолько идеальным было её лицо, кожа и волосы, но приглядевшись поняла - это живой человек и судя по времени инсталляции, заявленному в программе, пролежала она там уже не один час. Толпа вокруг собралась в основном из сочувствующих мужчин, которые мечтали вытащить обнажённую красавицу из её могилы, остальной народ дурачился: кто-то ложился рядом с могилой, кто-то отпускал едкие комментарии, а кто-то не погнушался пройтись грязными сапогами по стеклу в области лица. "Вот интересно", - озвучила я свои мысли," - или ей заплатили до фига, чтобы она тут лежала несколько часов или это от большой любви к искусству?" Как выяснилось позже, я ошиблась, молодая художница Ольга Кройтор сама себя превратила в живую инсталляцию...
В кинотеатре ничего особенного не происходило, зато со стороны уже упомянутой мной дороги батута раздавались столь любимые мной электронные шумы. Шёл перфоманс "Инструмент", несколько человек выделывали на батуте акробатические па и своим движением приводили в действие датчики спрятанные под батутом, и со всех сторон в такт движению из леса слышался шум, гул, скрежетание-хаос, и странная музыка, созданная движением человеческих тел. После столь впечатляющего зрелища, было принято решение вместо кино идти и ждать музыку. Оставив своих спутниц в кинотеатре, я добрела до сцены, концерт задерживался уже минут сорок. Совсем стемнело. Пора было ехать домой. Музыки я увы так и не дождалась.

Кунтскамера

Подводя итоги своего путешествия. Организация феста очень меня порадовала: точек с едой много, туалеты и мусорные корзины почти на каждом шагу, можно арендовать палатку и даже велосипед (для наиболее удобного передвижения по фестивалю). Скучать на фестивале не придётся, везде есть что посмотреть и чем заняться. Если вы соберётесь ехать на "Архстояние", то лучше посетите парк Никола-Ленивец заранее, посмотрите объекты и налазайтесь по ним вдоволь, чтобы на самом фестивале не тратить время на долгие прогулки по территории (пространство просто огромно, за один день всё посмотреть почти нереально) и застать, в отличие от меня, всё то интересное, что там происходит за время фестиваля. Ехать лучше всего на все фестивальные дни, строго на ночь - атмосфера там ночью просто нереальная. Я же уезжая оттуда, чувствовала себя побывавшей в космосе - холодном, непонятном, жутковатом, но дарящим эйфорию.

Фото: Любовь Коршунова.

Дополнительная информация