КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Виват, музей!

Искать

Виват, музей!

23.03.2015 22:21, Музеи и выставки: репортажи


Елена
Ананьева

«200-летие музея Штедель/Städel – подарок для всех!» Таков девиз юбилейных празднований популярного художественного музея Франкфурта-на-Майне. Открытие состоялось 15 марта, и юбилейный проект продолжится главной экспозицией о творчестве Клода Моне и импрессионистов до лета. Музеи мира – сложная, взаимообразная система. Новые экспозиции пополняются, принимая по «артериям» международных связей поступления на выставки. Этот музей поддерживаете тесные связи с ведущими музеями России.

В 1815 году музей Штедель основан во Франкфурте-на-Майне как гражданское общество–институт банкиром Йоханом Фридрихом Штеделем. Это старейшее и наиболее успешное общество почитателей изящных искусств в Германии. В экспозиции представлены произведения более 700 столетий, без пробелов, европейской истории искусств. С начала 14 века через ранний и поздний Ренессансы, барокко и модерн – к современности. В коллекции музея более трех тысяч картин, 600 скульптур, более четырех тысяч фотографий, более ста тысяч графических картин, литографий. Жемчужинами собрания музея Штедель картины: Лукаса Кранаха, Альбрехта Дюрера, Сандро Боттичелли, Рембранта, Вермеера, Клода Моне, Пабло Пикассо, Макса Бекмана и многих других. Попутно с собранием коллекции осуществляется научное осмысление процессов изобразительного искусства, развитие выставок и презентаций истории музея, популяризаторская деятельность.

«В воскресный день с сестрой моей...», известные стихи, а я с детьми пошла на открытие выставки импрессионистов « Моне» / „Monet“ в праздничном подборе известнейшего художественного музея «Штедель». Очередь, как в старые добрые времена, огибала огромный квартал напротив набережной Майна. Фотожурналисты, настоящие папарацци, вскарабкивались на столбы, дабы запечатлеть желающих попасть на открытие. Периодически вдоль очереди проходили организаторы и вручали отпечатанный лист с программой и пакетик «Харибо»... Подслащенное впечатление – одно из лучших. Мы также стояли в очереди. Открытие для журналистов состоялось ранее, мне же хотелось приобщить к юбилею своих отпрысков. Желание попасть скорее прибывало. И вот на фронтоне показалась надпись «1815 год». Огромные баннеры, на телеэкране наружи сменялись картины с экскурсионными вставками об исследованиях искусствоведов музея. С порога вовлекают в процесс наслаждения искусством экспрессионистов. Музей уже начинается раньше вешалки. В очереди – заботливые молодые родители с тремя детками: за руку, на руках и в коляске... Мой трехлетний внук прибыл с двухколесным роликом и носился по аллейкам рядом под присмотром мамы. У музея – палатки с напитками и закусками, с которыми в музей не впускают. И вот мы, наконец, у входа. Сумки сдать, рядом – камеры хранения. Все оставили лишнее. И скорее... скорее...

Осмотр снизу, в двух ярусах... Сразу попадаем в разделенную на две части историю искусств, но вначале видим через стекло небольшие зальчики, где вокруг столов проводят мастер-классы для детей и взрослых. С гордостью выходят в большие залы дети, приобщенные к творчеству, – с листками своих акварелей, коллажей, поделок декоративного искусства.
В музее с самого основания функционируют более пятидесяти различных направлений приобщения к прекрасному, в том числе постоянно действующие кружки, школы искусства, обучающие новыми методами, прививая любовь и понимание изобразительного языка.

Ветром природы, запахами прудов, вертящимися крыльями мельниц и хлопающими парусами, заполоненными прохожими аллеями, крышами, по которым струятся потоки мартовской талой воды, ломающимися деревьями, благоухающими цветами встретила экспозиция живописи импрессионистов. И хоть не впервые вижу изборожденные холсты, как пашня, пастозными мазками, вблизи дух захватило. А мелкие штришки пуантилизма и противоположная манера – огромными крыльми-разводами – рельефами краски удивили снова и вдохнули желание творить подобным образом. Представлено около пятидесяти картин Клода Моне, немало картин с пышнотелыми красотками Августа Ренуара, или пришелицы из голубого космоса и взлетающие, вращающиеся, сидящие на полу, отдыхая, и отправляющиеся туда снова в поисках пристанища для неуспокоенных душ, балерины Едгара Дега, знакомые, но необыкновенно новые пейзажи Берты Моризо, Камилля Писсаро, Альфреда Сислея. В таком подборе ярко показаны отношения художников всего направления импрессии - движения в природе и обществе, в понимании отношений человека и окружающего мира, всех частей бурлящей, нестационарной, по-новому воспринимаемой жизни. 

И в начале экспозиции, показывая беспокойную «Барбизонскую» школу живописи и вовлекая зрителей в это движущееся шоу, понимаешь, как развивалось движение, если внимательно следить за хронологическими превращениями, где мелькают на холстах даты 1867 ... 1876 и далее, есть и между ними пропасть, когда Германия и Франция воевали – 1870/71. В этот период импрессионистские музы молчали. Потом снова возрождались, показывая детали, пейзажи, поиски, отношения той Европы, между странами, с включением российских мотивов... Постепенно Клод Моне приходит к выводу и желанию выписывать не видимое, а то, что скрыто от взглядов, душу, отношения, понимание предметов. И появляется магия краски. Из под кисти выходит причудливая игра красок и форм, покорившая впоследствии мир. Потом из «Стога» Моне, увиденного художническим взглядом новатора, выросло абстрактное безфигуративное полотно Василия Кандинского... Началась эра первого абстракциониста. 

В одном из кабинетов экспозиции увидели наметки этого движения, а также знаменитые карикатуры прошлого, выполненные беспокойной кистью и пером. Предвестники тех, за которых их авторы лишаются уже, порой, жизни. Возможно, за эти годы что-то в фокусировании понимания утрачено и значение говорящих рисунков недоступно пониманию неподготовленных?.. Слишком обостренно воспринимается?! Или спользуют повод сведения счетов разные идеологии?! В целом выставка подчеркивает феномен уникального, самостоятельного значения обыкновенной игры красочного слоя холста-жизни, документирующего и доминирующего в искусстве. 

Искусствоведы, готовящие экспозицию, каждую картину вначале исследовали на предмет идентичности времени, автору. Важное положение, в виду участившихся подделок. Интересно, что лишь недавно вышел из тюрьмы, как его называют гениальный поддельщик - художник Вольфганг Бельтрачи, который с женой искусствоведом промышляли продажей им написанных фальшивых картин. Сейчас он – известная личность известных телепередач, потребляющих «клубничку», автор книги, фильма и, наконец, работает над открытием своей выставки. Художник обозначил свои картины, как продолжение творчества великих, аллюзии художников, и продавал, состарив полотна, с подписями гениев, в чем его и уличили, признался, что продавал за десятки, а не сотни миллионов, таким образом угождая спросу. Все оставались до поры до времени довольны. Кроме закона. Однако, раскаиваясь в настоящем, открывает любопытные подробности. Фальшивки обнаружили искусствоведы Мюнхена, проверяя краску. Когда в ней обнаружили примеси титана, всего 2 %, которого в те времена... не было, дело приняло другой оборот.

Вполне понятно, что перед созданием экспозиции выставки, все картины были подвергнуты доскональному анализу рисовальной и живописной техники. С помощью различных диагностик, микроскопов, просвечиванием в ультракрасных и рентген лучах, применили и новые технологии для ретроспективы создания каталога выставки. В его подготовке участвовали доктора искусствоведения, известные профессоры Феликс Крэмер, куратор всей выставки, Нерина Санториус, Холлиз Клайсон, Андре Домбровский из университета Пенсильвании и группа авторов.

Искусство не терпит спешки. Хочется еще прийти. Вкусить всё в деталях без праздничной тусовки, что, конечно, приятно для музейщиков, знаю об этом не понаслышке.

А у забора музея, вдоль него, как я заметила, выйдя из залов, выстроились картины со знаменитыми сюжетами импрессионистов. Известные кувшинки в пруду, поля маков, крыши парижских домов, завтрак на траве, будто нет других сюжетов. А ведь спрос рождает предложение. И самые известные, списанные сюжеты уже тянут до 300 евро, разве что подписи нет.

Вкус – дело тонкое и не только на востоке. Может стоит отказаться от сомнительных действий, перекраиваний карт, уничтожения авторитетов, фальшивок вместо настоящего искусства?!

Для воспитания духовности создана огромная многосложная экспозиция выставки. Стоит оглянуться вокруг – замечательный пейзаж: река, мосты, старинные и высотные здания, обрезанные платаны, выпускающие тонкие ветви по всей аллее... И нескончаемая очередь к подлинному искусству. Вдохновляет.

Да, кстати, к 200-летию музея Штедель, юбилей уже смогли отметить тысячи зрителей, приглашенных на ... бесплатное посещение.

Давайте, посещать, как и говорить комплименты, как и получать удовольствие от истинных ценностей, а не фальшивок!

Выставка открыта до 21 июня 2015

Адрес: Städel Museum, Schaumainkai 63, 60596 Frankfurt am Main

Дополнительная информация