КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Копия «Моны Лизы» из музея Прадо раскрывает свои секреты

Искать

Копия «Моны Лизы» из музея Прадо раскрывает свои секреты

25.02.2012 05:13, Музеи и выставки: статьи


Галина
Лейкам

Появление 21 февраля в Мадриде копии «Моны Лизы» из музея Прадо привело к череде сюрпризов. Картина, написанная в студии Леонардо, выполнена из материалов высокого качества. Предположительно она была сделана на заказ. Работа над созданием копии началась с того, что эскиз оригинальной композиции, написанной Леонардо, был тщательно скопирован его учеником. Обе картины, шаг за шагом, писались одновременно, копиист во всем подражал мастеру, в то время как тот годами доводил до совершенства портрет Лизы дель Джоконды. Несмотря на очевидную схожесть, между оригиналом из Лувра и копией из Прадо есть приводящие в восторг различия.

В февральском выпуске «The Art Newspaper» была опубликована статья, в которой сообщается, что копия «Моны Лизы» из Прадо вовсе не поздняя работа некоего художника из северной Европы, как было принято считать. Сенсационное открытие заключалось в том, что данная копия была сделана в студии Леонардо параллельно с созданием оригинала.

Черный слой краски, добавленный в конце XVIII века, затемнил пейзаж на заднем плане, и до недавнего времени никто даже не догадывался, что за ним скрывается. Раскрыть тайну помогла инфракрасная рефлектография, которую прошлым летом сделала специалист музея Прадо Ана Гонсалес Мозо. После всестороннего исследования картины была проведена ее полная реставрация.

В первую очередь нужно было снять слой старого, пожелтевшего лака с самого портрета, сохранив при этом исходные тона кожи. Следующим шагом была работа с черным слоем краски, который затемнял пейзажную часть картины. Специалисты опасались, что темный слой, которым был покрыт пейзаж, мог причинить вред краскам, но, к счастью, опасения не оправдались. В начале этого года верхний слой был полностью снят с помощью специальных растворителей, под ним был обнаружен тосканский пейзаж.

Последний этап реставрации, занявший последние несколько недель перед выставкой, заключался в ретушировании небольших изъянов краски и достижении плавного перехода от одного оттенка к другому. В результате реставрации картина стала выглядеть практически так же, как и пятьсот лет назад, когда она была написана. Кроме того, она дала нам гораздо лучшее представление о том, какой вид раньше имела луврская версия, покрытая несколькими слоями потемневшего лака. Однако оригинал в ближайшем будущем не будет подвергаться реставрации из-за его важности для мира искусства.

Открытие

Самый главный сюрприз, связанный с копией из Прадо, это то, что она писалась одновременно с оригиналом. Это дает новый взгляд на картину из Лувра. Очень необычно то, что копиист работал параллельно с Леонардо, так как копии обычно делались уже с законченных картин.

Тому, что копия из Прадо писалась вместе с оригиналом, было предложено два объяснения. Возможно, копиист хотел научиться манере письма мастера, и лучшей практикой для него было следование за ним штрих за штрихом. Но если это так, то удивительно, почему ученик использовал дорогие материалы, такие как панно из орехового дерева и синий пигмент из ляпис-лазури (натуральный ультрамарин).

Другое предположение заключается в том, что Леонардо как можно скорее хотел закончить копию по заказу важного клиента, но не учел того, как много времени займет у него оригинал. Параллельный метод копирования мог показаться ему быстрым, потому что версия студии Леонардо была закончена в то же время, что и оригинал, тогда как копирование картины после ее завершения потребовало бы еще несколько недель.

В чем бы ни крылась причина, Леонардо, и его неизвестный ассистент должны были работать бок обок в течение нескольких лет. Начало работы было положено в 1503 году, но ни одна из версий не была закончена до 1506 года, а, возможно, работа продолжалась и годы спустя. Именно так происходили изменения и дописывались нюансы, которые превратили «Мону Лизу» в шедевр.

Создание копии

В то время итальянская живопись на панно обычно создавалась на гипсовой основе. Однако исследования показали, что копия из Прадо была написана на двойном слое грунта: свинцовые белила и олифа. Эта техника использовалась Леонардо при работе с мелкопористыми породами дерева. Это еще одно подтверждение того, что копия была сделана в студии Леонардо.

Изучение техники художника показало, что копия изменялась по мере того, как сам Леонардо работал над оригиналом. После того, как был сделан первоначальный набросок портрета, художником были прорисованы самые важные детали картины: фигура Лизы, положение ее пальцев, а также посадка головы и очертания вуали.

Пейзаж очень близок по композиции к леонардовскому, но есть и некоторые отличия, которые могли появиться ненамеренно. Размеры картин в Прадо и Лувре примерно одинаковы, не считая того, что копия чуть шире (57 см в сравнении с 53 см).

Перед тем, как представить работу в Мадриде, ее исследовали лучшие специалисты обоих музеев (Прадо и Лувра). «Теперь у знатоков появился шанс сравнить картины», объясняет руководитель выставки в Прадо Габриель Финальди.

Мартин Кемп из Оксфордского университета является одним из ведущих спициалистов по творчеству Леонардо. Он еще не видел отреставрированную копию из Прадо, но уже ознакомился с репродукциями высокого качества. И вот его первое впечатление: «Портрет просто прелестен, но стиль говорит о тщательном педантизме, который является лишь слабым намеком на леонардовскую неуловимую загадку».

Кемп предполагает, что «манера прорисовки деталей волос и платья основана на тщательном изучении работы Леонардо, но это говорит о скрупулезной аккуратности, истоки которой лежат в тщательном подражании». Эскизность пейзажа «должно быть, говорит о том, что его писал не тот художник, который написал портрет».

Мадридская копия выставлена для показа в музее Прадо до 13 марта. Затем картина отправится в Париж, в Лувр, на выставку «Последний шедевр Леонардо: Святая Анна», которая пройдет с 29 марта по 25 июня.

Дополнительная информация