КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Копию «Моны Лизы» написал любовник Леонардо?

Искать

Копию «Моны Лизы» написал любовник Леонардо?

03.03.2012 15:48, Музеи и выставки: статьи


Галина
Лейкам

Копия «Моны Лизы» из Прадо, вероятнее всего, была написана Салаи, учеником Леонардо и его предполагаемым любовником. Салаи, чье прозвище означает «Дьяволёнок», появился в студии Леонардо в 1490 году, когда ему было 10 лет, и работал вместе с Леонардо до самой его смерти.

Джорджо Вазари, искусствовед, живший в XVI веке, описывал Салаи как «грациозного и красивого юношу с кудрявыми волосами, которым Леонардо восхищался». Долгое время считалось, что Леонардо и Салаи были любовниками, однако прямых свидетельств их интимной связи нет.

Ученые все еще не могут с точностью назвать имя ученика Леонардо, написавшего копию «Моны Лизы» из Прадо, но Салаи (настоящее имя которого Джан Джакомо Капротти) считается основным кандидатом на эту роль. Полностью отреставрированная копия «Моны Лизы», которая создавалась одновременно с оригиналом в студии Леонардо, была представлена публике в Мадриде 21 февраля. Лувр датирует создание оригинала 1503-1506 годами.

Если подтвердится, что Салаи был копиистом «Моны Лизы», то маловероятно, что он унаследовал оригинал. В связи с этим, Лувр будет вынужден пересмотреть историю самого знаменитого мирового шедевра живописи.

Стремясь установить личность копииста, кураторы музея Прадо начали с того, что исключили из списка некоторых учеников и сподвижников Леонардо, таких как Больтраффио, Марко д’Оджоно и Амброджио де Предис – поскольку, все они работали в своем индивидуальном стиле. Также были исключены двое испанских последователей Леонардо: Фернандо Яньес и Фернандо де Льянос, так как они жили и работали в Валенсии.

Мигель Фаломир, директор музея Прадо, предполагает, что «копия «Моны Лизы» может быть отнесена к миланскому стилю, характерному для Салаи, а возможно и для Франческо Мельци. Мельци также был учеником Леонардо, он присоединился к его студии примерно в 1507 году. Однако работа над копией из Прадо могла быть начата ранее, поэтому из двух учеников Салаи является более вероятным претендентом.

Брюно Моттэн, глава музейно-исследовательского центра реставрации при Лувре придерживается того же мнения. Он считает, что авторство Мельци маловероятно. И, несмотря на то, что стиль Салаи до сих пор остается неясным, он считается более подходящим кандидатом.

Дьяволёнок

Салаи получил свое прозвище из-за манеры поведения. Леонардо называл его «лжецом и воришкой», но восхищался его талантом. Миру известно очень мало картин, которые приписываются кисти Салаи. Тем не менее, его «Спаситель» 25 января 2007 года был продан на аукционе Сотбис. Копия «Иоанна Крестителя» из Амвросианской пинакотеки в Милане также приписывается Салаи.

Третье полотно из Америки считается совместной работой Леонардо и Салаи. Это копия картины Леонардо «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» (оригинал находится в Лувре и датируется 1503-1519 годами) из коллекции музея Хаммера при университете Калифорнии, Лос-Анджелес. Картина будет представлена в Лувре на предстоящей выставке Леонардо, которая будет проходить с 29 марта по 25 июня.

После смерти Леонардо в 1519 году, Салаи предположительно унаследовал некоторые картины учителя, а также часть его виноградника. Салаи погиб от колотых ран пять лет спустя. В 1991 году была найдена опись его имущества, в которой указывалось, что он оставил после себя картину под названием «Джоконда», моделью для которой, очевидно, служила Лиза дель Джоконда. Картина была оценена в сто дукатов.

До недавнего времени существовало предположение, что Салаи должен был унаследовать и оригинал «Моны Лизы», который затем был приобретен французским королем Франциском I. Однако, если копия из Прадо была сделана Салаи, то «Мона Лиза», которая находилась у него (а, возможно, и другие копии работ Леонардо), была версией, которую нарисовал он сам.

Вазари сообщил, что «некоторые работы, приписываемые Салаи, были подправлены Леонардо». Однако пока никто не высказал предположение о том, что Леонардо приложил руку к копии из Прадо.

Путешествие в Испанию

Несмотря на то, что Салаи поехал в 1516 году во Францию вместе с Леонардо, после смерти учителя он вернулся в Милан. Как же тогда копия «Моны Лизы» попала в Мадрид?

Фаломир предлагает два возможных пути. По первому предположению копия могла попасть в Мадрид вместе с испанским наместником или чиновником, направленным в Ломбардию, которая в те времена подчинялась испанской короне. Скорее всего, этим чиновником мог быть маркиз города Леганес, который в 1635 году был назначен наместником в Милан. Он был одним из величайших коллекционеров своего времени, собравшим более 1000 картин. Маркиз скончался в 1655 году, а часть его коллекции перешла во владение испанской короны, а позже попала в Прадо.

Второе предположение заключается в том, что копию «Моны Лизы» мог купить скульптор Помпео Леони. Будучи уроженцем Венеции, но работал в Милане, а позже – в Мадриде. Он был страстным коллекционером и приобретал произведения искусства и рукописи Леонардо. Тем не менее, «Мона Лиза» не значилась в описи его имущества, которую произвели после его смерти в 1608 году. Возможно, ее там не было потому, что Леони успел перевезти картину в Испанию и избавиться от нее.

До настоящего момента считалось, что мадридская копия «Моны Лизы» - это «портрет женщины кисти Леонардо», который в 1666 году висел в Полуденной галерее Королевского Алькасара в Мадриде. Заместитель директора музея Прадо, Габриеле Финальди, надеется на то, что дальнейшие изыскания прольют свет на таинственное прошлое мадридской копии. И если авторство Салаи найдет подтверждение, то будет необходимо переосмыслить сложившееся мнение о происхождении оригинальной «Моны Лизы» - как она попала к королю Франциску I, и кто поместил ее в замке Фонтенбло в начале 1540-х годов?

Дополнительная информация