КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Пикассо – в чем же секрет?..

Искать

Пикассо – в чем же секрет?..

03.05.2012 05:37, Музеи и выставки: статьи


Нина
Кудякова

В московской галерее на Вознесенском проходит выставка "Век Пикассо" - Оригинальная графика Пабло Пикассо и его современников. Это самый известный художник 20-го века, самые дорогие картины (и, кстати, самые «похищаемые»), самые посещаемые выставки, в общем-то самый-самый среди самых. Но почему один человек становится иконой художественного мира 20 века? Самый лучший, самый любимый, самый популярный? Как один способен захватывать умы и сердца миллионов людей на протяжении более ста лет?

Возможно секрет в том, что Пикассо видел мир иначе, чем любой другой художник. Он видел суть, изнанку. Улавливал малейшие изменения и колебания. И не только в человеке, в целом веке. В новом веке, в который он вошел. Гертруда Стайн, которая была с ним знакома, говорила: "Не нужно забывать, что реальность двадцатого века отличалась от реальности века девятнадцатого. Пикассо был единственным художником, почувствовавшим это, в самом деле единственным… Матисс и остальные смотрели на двадцатый век, а видели то, что было в девятнадцатом".

Отсюда и такое разнообразие периодов в его творчестве – постоянный поиск новых форм выражения себя. Способность чувствовать в свое время помогла Пикассо найти очередную форму самовыражение – кубизм.

С изобретением фотографии остро встает вопрос – зачем рисовать? В живописи возникает проблема поиска выразительных средств. И Пикассо с успехом ее решает – он отказывается от правдоподобной имитации предметного мира, подчиняет себе линию и цвет, раскладывает реальность на составные части. «Зритель видит картину только по частям; всегда лишь фрагмент за раз: например, голову, но не тело, если это портрет; или глаз, но не нос или рот. Следовательно, все всегда правильно».

Для Пикассо было важно, чтобы зритель эмоционально реагировал на полотно, улавливал авторский посыл, заложенный в произведении, и подчинялся ему.

Но он не останавливается на кубизме. «Если задуматься, я, наверное, художник без стиля. «Стиль» нередко лишь сковывает художника, навязывает ему одну точку зрения на вещи, одни и те же приемы, одни и те же формулы, и так год за годом, иногда на всю жизнь».

Вот еще один секрет – разнообразие стилей. И в каждом он великолепен. И к каждому его стилю можно найти поклонников. Кому-то нравится его ранний реализм («Знание и милосердие», 1897)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кому-то меланхолия «голубого» периода («Трагедия»,1903)

многие без ума от кубизма («Скрипка», 1912)

а другие любят его сюрреализм («Обнаженная в кресле», 1932).

Сколько людей – столько вкусов, и всеv Пикассо угодил. Даже в любимом многими импрессионистическом стиле есть у него работы («Голова женщины 2». 1900).

Но большинство любит все таки «всего» Пикассо, и здесь дело уже не в стилях. Тогда в чем?

Секрет в самом Пикассо. Нравится он сам. Нравится его энергия, его страсть, с которыми он пишет картины, которые он в них закладывает, и когда ты их видишь – эта мощная энергия передается тебе. Эта энергия била через край, захлестывала его на протяжении всей жизни, и он переносил ее на картины: «Искусство никогда не надоедает мне, и я не мог бы жить, не отдавая ему все свое время. Я люблю его как единственную цель своей жизни».

Он творит всегда, везде, без остановок – около 40 тысяч картин на его счету. «Художник – это вместилище эмоций, которые приходят отовсюду: с небес, от земли, от шуршания бумаги, от мимолетных форм, от паутины».

Возможно, гениями рождаются?

Дополнительная информация