КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Охраняется государством?

Искать

Охраняется государством?

08.11.2012 22:04, Музеи и выставки: статьи


Наталья
Голуб

С вступлением в силу изменений, внесенных в постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" государственные музеи, библиотеки, архивы, особо ценные историко-культурные заповедники и архитектурно-мемориальные комплексы лишатся обязательной государственной охраны. О возможных последствиях этого нововведения и о проблемах, которые могут возникнуть, рассуждает аналитик Портала эффективных закупок Тендеры.ру Наталья Голуб.

В переломный для России момент, после Октябрьской революции, единственной возможностью сохранения богатейшего культурного наследия, накопленного страной за сотни лет её истории, стало создание музеев. Только за период с 1918 по 1923 год их было образовано свыше 250. В настоящий момент учреждений, классифицированных как «музеи» и хранящие музейный фонд Российской Федерации насчитывается по стране более трёх тысяч.

Бесконечное разнообразие музейных предметов и музейных коллекций даёт возможность учреждению стать центром сбора, изучения, пропаганды памятников истории, культуры, искусства и др., и позволяет воссоздать историю практически всего мира на протяжении многих веков.

Охрана коллекций музеев должна лежать в основе государственной культурной политики любой страны. Утрата даже одного музейного экспоната – это невосполнимая потеря для культуры нации.

Охрана музейных ценностей всегда была одним из ключевых вопросов сохранения и популяризации культурного наследия. В одном из итальянских музеев, к примеру, хранится рукопись с призывами к богам о защите документов от воздействия моли.

В настоящее время музеи оснащены средствами охранной и пожарной сигнализации, кнопками быстрого реагирования, системами пожаротушения. Сейчас, помимо прочего, в соответствии с Перечнем объектов, подлежащих государственной охране, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 года № 587 для физической охраны музеев на контрактной основе привлекаются сотрудники вневедомственной охраны. Закупка услуг профессиональной физической охраныпроизводится в соответствии с положениями пункта 5 части 2 статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Посты охраны могут быть как стационарными, так и подвижными, для некоторых объектов организуется круглосуточная группа быстрого реагирования. Дополнительно может быть использовано оружие, специальные и технические средства.

Обеспечение безопасности объектов культуры требует индивидуального, профессионального, комплексного подхода, ведь многие ценности хранятся в памятниках истории и культуры, усадебных комплексах, объектах со специфической архитектурой. купить диплом техникума в спб по доступной стоимости

Однако, в октябре текущего года, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1105 из перечня объектов, подлежащих государственной охране исключены: государственные музеи, библиотеки, архивы, особо ценные историко-культурные заповедники и архитектурно-мемориальные комплексы. В пункте 19 Перечня объектов, подлежащих государственной охране, остались только природные заповедники.

Данное постановление ещё не вступило в силу. По состоянию на 12 ноября 2012 года, оно ещё не опубликовано официально, однако, надеяться на то, что оно не будет опубликовано, не приходится.

Одновременно, продолжает действовать и вступает с ним в противоречие Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2009 года №1629-р, в п. 9 которого содержится упоминание о зданиях, хранилищах государственных музеев, библиотек, архивов, музеев-заповедников (музеев-усадеб), относящиеся к объектам культурного наследия федерального и регионального значения.

Принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1105 вовсе не означает отмену возможности охраны государственных музеев подразделениями полиции. Однако заключение контракта на оказание услуг профессионально подготовленными сотрудниками вневедомственной охраны становится невозможным в связи с тем, что по итогам проведения закупки, преимущественное право заключения контракта получит тот участник, который предложит наименьшую цену за оказываемые услуги. А это не всегда означает, что качество выполнения контракта будет соответствовать требованиям музея. В случае несоответствия этим требованиям, музеи должны будут инициировать трудоемкую и длительную процедуру расторжения контракта и объявления новой закупки.

Охрана движимых и недвижимых памятников истории и культуры относится к разряду особо сложных, так как требует от охранников состояния перманентной готовности в любую минуту защитить объект и материальные ценности, персонал и посетителей от преступных посягательств злоумышленников и хулиганов. Поэтому для охраны музеев необходимо привлечение профессионалов, прошедших специальную подготовку и обладающих соответствующим образованием и опытом работы.

Ни для кого не является секретом, что для минимизации расходов частные охранные предприятия приглашают на работу людей пенсионного возраста, не обладающих специальными навыками и не способных вовремя сориентироваться в ситуации крайней опасности.

Учитывая сложившееся положение, государственные музеи уже начали готовиться к созданию в штате учреждения службы безопасности. Многие из них рассчитывают стоимость закупки оборудования для осуществления маркировки своих экспонатов специальными идентификационными метками и установки антикражных систем на выходе из здания музея.

Сотрудники, директора и учредители музеев, безусловно, найдут решение данной проблемы, но сложно осознавать масштаб происходящего, понимая, что уровень цивилизованности государства определяется его отношением к национальным архивам и музеям.

Портал эффективных закупок Тендеры.ру

 

Дополнительная информация