КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Чем грозит смена руководства в Пушкинском музее?

Искать

Чем грозит смена руководства в Пушкинском музее?

09.07.2013 09:47, Музеи и выставки: статьи


Любовь
Маланина

Чем грозит смена руководства в Пушкинском музее? Какие подводные камни скрыты в громкой отставке Ирины Антоновой? Рассказывает обозреватель "Контрабанды" Любовь Маланина. У Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина появился новый глава, арт-директор музейно-выставочного объединения «Столица» (в состав которого входят ЦВЗ «Манеж», МГВЗ «Новый Манеж», МВЦ «Рабочий и колхозница», ВЗ «Домик Чехова», Музей-мастерская Народного художника СССР Д. А. Налбандяна и музей Вадима Сидура), специалист по русскому авангарду - Марина Лошак.

В последние несколько лет ей удалось многого добиться. Она является арт-директором галереи Гари Татинцяна, совладельцем (вместе с Марией Салиной) и арт-директором галереи "Проун" на "Винзаводе", занимается проведением выставок в Москве. Марина Лошак пришла на смену Ирине Александровне Антоновой, которая занимала пост директора музея с 1961 года.

Фактически, благодаря усилиям Антоновой Пушкинский музей приобрел ту известность, которой пользуется теперь. Ее вклад в историю развития музея огромен. Именно сюда впервые привезли «Джоконду». Многие вспомнят работы Марка Шагала, Малевича, Кандинского, Энди Уорхола, Матисса, а также экспозиции «Москва-Париж» и «Москва-Берлин». Здесь же была выставлена «Дама под покрывалом» Рафаэля и «Венера Урбинская» Тициана. «Это человек-легенда, который сделал легендой Пушкинский музей. Мы бесконечно благодарны Ирине Александровне», - сообщил однажды журналистам Владимир Мединский, министр культуры РФ.

Естественно, терять такого человека, как Антонова, искусство не может. Поэтому ей был предложен перевод на должность президента Пушкинского музея, созданную специально для нее. «У нее остаются те же полномочия, что и у любого президента в нашем музейном сообществе, - а их у нас довольно много. Президент может помочь новому директору советом или порекомендовать что-то», - заметила Марина Лошак, вступая на новую должность.

Сама Ирина Александровна уверяет, что покинула пост директора музея, в частности, из-за своего почтенного возраста. Замену себе Антонова подыскивала в течение последнего года, и выбор пал на Марину Лошак. Ирина Антонова обещала всячески поддерживать нового директора и всячески содействовать ей.

Впрочем, есть и другая версия по поводу перевода Антоновой на другую должность – из-за конфликта с Эрмитажем. В начале года разгорелся спор: где именно должны храниться картины импрессионистов москвичей Щукина и Морозова. Когда-то вся коллекция хранилась в Москве, в музее Западного искусства, но в 1948 году музей был закрыт, а коллекция разделена. Петербургу досталось полотно Пуссена «Пейзаж с Полифемом», а столице - «Пейзаж с Геркулесом». Работа задумывалась как диптих, то есть гораздо лучше картины воспринимались бы вместе. Исходя из этих соображений, Антонова обратилась с просьбой объединить работы, предложила воссоздать ГМНЗИ (государственный музей западного искусства), но предложение было встречено активной критикой руководства Эрмитажа, которое сочло идею Ирина Александровны попыткой отобрать часть коллекции, хранящейся в Санкт-Петербурге. Руководитель Эритажа заявил, что восстанавливать пострадавшие от действий советской власти музеи нужно, но начать следует с Эрмитажа, «поскольку он пострадал куда больше остальных». 

Смена директора Пушкинского музея вызвала общественный резонанс. Ирину Александровну знали и ценили многие, и реакция на ее увольнение была вполне предсказуемой: люди с уважением отзывались об Антоновой и ее вкладе в развитие музея:

«Мне кажется, музей приобрел свою славу в основном благодаря ей. Без нее он будет развиваться не так активно, как раньше…» (Мишина Тамара Васильевна, 76 лет).

«Жаль, что теперь у Пушкинского появился новый директор. Будем надеяться, что это хорошо отразится на работе музея, хотя я не представляю, кто мог бы сделать на этом посту больше, чем Антонова» (Анна Суздальцева, 20 лет).

Фото: Flickr.com / Валерий Леденёв

Дополнительная информация