КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Российские музеи: ренессанс не для всех?

Искать

Российские музеи: ренессанс не для всех?

19.08.2013 08:52, Музеи и выставки: статьи


Дмитрий
Бебенин

Тихо-мирно, без особой помпы, музейное дело в столице и окрестностях стало, скажем так, не самым стыдным родом деятельности. Жизнь удалась? Светлое будущее настало? Не спешите радоваться...

За последние годы многие музеи страны обзавелись такими уже привычными в Европе усовершенствованиями, как "дистанционные гиды", чьи голоса шепчут в наушниках экскурсантов, рассказывая о каждом экспонате на понятном каждому отдельному посетителю языке. В залах надолго прописались телемониторы с тачскринами, с помощью которых можно бегло пролистать главу иллюстрированной истории какого-нибудь исторического периода, или, скажем, расставить на поле битвы армии и прокрутить Бородинское сражение в режиме, знакомом каждому игроку в RTS. Дарвиновский музей и Московский Планетарий, так и вовсе удачно вовлекают посетителей в интерактивные игры и делают неплохую кассу на реализации сувениров. Кое-где доходы музейных работников даже смогли наконец дотянуться (пускай и на цыпочках) до уровня, ранее отмечавшегося лишь у представителей офисного планктона...

Одна из диорам музея на Поклонной горе. Фото: Д. Бебенин

Разительный контраст имперскому великолепию Центрального музея Великой Отечественной Войны и панорамы "Бородинская Битва" составляет текущее состояние историко-мемориального музея "Пресня" — филиала Государственного центрального музея современной истории России (Предтечинский переулок, д. 4). Финансируют его ровно настолько, чтобы сотрудники музея не умерли с голоду. Что же до центральной части экспозиции - грандиозной диорамы "Героическая Пресня", то пару лет назад её уникальное свето- и звукодинамическое оснащение вышло из строя. А сейчас даже элементарно не хватает ламп в прожекторах, подсвечивающих композицию. Текст гида, начитанный некогда народным артистом СССР М. А. Ульяновым, сохранился лишь на изношенной магнитной ленте, и до сего момента никто не взялся его отцифровать. Последний изоальбом фоторепродукций диорамы был выпущен в 1985 году.

Фрагмент диорамы Героическая Пресня. Фото: Д. Бебенин

Справка: "Героическая Пресня", воссоздающая сцену обороны последней московской баррикады в дни декабрьского восстания рабочих в 1905 году - одна из крупнейших работ такого рода в Европе. Автор, художник Ефим Исаакович Дешалыт, потратил на её создание пять лет. Предметный план диорамы включает, помимо всего прочего, большое число фигур людей и лошадей, изготовленных в половинном масштабе. Причём все человеческие фигуры облачены в специально изготовленную и искусственно состаренную одежду, и вооружены соответствующим образом уменьшенными репликами оружия той эпохи.

Фрагмент диорамы Героическая Пресня. Фото: Д. Бебенин

Интересно, что уже в каких-то двух сотнях километров от Москвы, в рязанском историческом музее, совершенно исправно функционирует диорама "Оборона старой Рязани" - также работы Е. И. Дешалыта, и также снабжённая "театральным" светом и звуковым сопровождением. Реконструировали её относительно недавно. Осмотр диорамы оплачивается отдельно от посещения музея.

Причина такой несправедливости, представляется мне - в идеологической направленности того или иного музея. Музей на Поклонной горе - это Великая Отечественная, это святое. Бородинская панорама - напоминание о славных имперских временах. Старая Рязань с её культом исторически сомнительного Евпатия Коловрата - тоже, в общем-то, по державной теме. А рабочее восстание, против которого были брошены трэндовые ныне казаки с нагайками - оно, знаете ли, как-то из этой темы выпадает. Неблагонадёжное оно какое-то. Разогнать музей к чертям собачьим как-то незаконно - ну что же, подождём его естественной смерти.

Фрагмент диорамы Оборона старой Рязани. Фото: Д. Бебенин

Мой вам совет: не поленитесь, загляните как-нибудь в Предтечинский переулок. Он в двух шагах от станции метро "Краснопресненская". Музей открыт все дни, кроме понедельника и последней пятницы каждого месяца с 10 до 18 (в четверг - открывается и закрывается чуть позже). Вход - какие-то жалкие 150 рублей. Побродите среди экспонатов. Перечитайте помещённый на одной из витрин список увольнения неугодных работников с указаниями причин. Полюбуйтесь на пародийную медальку с саркастической подписью "Доблестнымъ черносотенцамъ за участiе въ славномъ поход? противъ емназистовъ, жидовъ и воопче антеллегентовъ". Вспомните, как на одной из работ вам предлагали 12-часовой рабочий день с тем понтом, что "ну, если вы хотите нормально зарабатывать...". 

Разумеется, кому-то здесь и сейчас очень нужно, чтобы тема восстания 1905 года была "неактуальна". Между тем, с каждым днём проблемы той поры становятся всё ближе к сегодняшнему дню. Потому что ничего нельзя завоевать раз и навсегда. Расслабился - и опа: на твоей шее уже ярмо 12-часового рабочего дня, а какой-нибудь жлоб с державным брюхом и патриотичными усами щёточкой уже готов отоварить тебя в ухо за излишнюю с его точки зрения "антеллегентность".

Времена, когда бог, царь и отечество были превыше всего, а на страже их стояли нагайка и смирительная рубашка из мокрой сыромятной кожи, возможно, несколько ближе, чем нам сейчас представляется.

Дополнительная информация