КОНТРАБАНДА || журнал • новости • интернет-радио. - Что осталось от человека?

Искать

Что осталось от человека?

28.05.2014 11:12, Музеи и выставки: статьи


Вика
Сушко

27 мая в Музее истории ГУЛАГа открылась выставка графики и скульптуры Вадима Сидура. При Брежневе ему не давали выставляться в Москве, а сегодня интерес к его работам растет пропорционально оставшемуся в 70-х лицемерному замалчиванию. 

Отрубленные головы и конечности, выбитые зубы, вместо глаз и ртов – дыры. Что вообще осталось от человека, пережившего войну? Надломленность – почти покорность - судьбе, обстоятельствам, власти? Что еще надо вынести и пережить, чтобы человек пожалел человека, пожалел мир, в котором жить его детям, самого себя, образ божий в себе пожалел? Война показывает, как связан каждый с ближним своим, и обнажает в этих отношениях (вынужденной?) близости зависимость, боль, доминирование и подчинение. На крестах распяты люди – не Иисус и разбойники, а те, кто пережил великую трагедию. Снятые с крестов, они шатаются, ищут опору – иногда друг в друге, но как может один калека поддержать другого? Так и склоняются оба к земле. 

Даже в гравюрах про войну и насилие у Сидура есть некий, присущий в целом его творчеству, эротизм – и это выглядит жутко. Какие-то жалкие, «униженные» половые органы, разве способны они давать жизнь или хотя бы радость физической близости? 

Линогравюры, созданные в начале 70-х, художник назвал сначала «101 гравюра на вечные темы», потом «101 гравюра на библейские темы». Потом осталось просто число – «101». Как обозначение сигнала, как «жизнь – война – жизнь». Война отрицает жизнь, но есть ли жизнь после нее, живы ли люди, которые прошли невыразимые, неописуемые испытания? Война сделала Вадима Сидура инвалидом, но не отняла сил для искусства. Как не отняла эти силы и последующая жесткая цензура. Лишь одна выставка в Москве, в 68-м, и семь персональных выставок за рубежом. Здесь не обращали внимания, там признали как интереснейшего современного скульптора – знакомая история, не правда ли? «Невыездной» автор не смог увидеть ни одну свою скульптуру, установленную за границей. Признание на родине пришло после смерти – каталоги, выставки, исследования творчества, даже создание музея Вадима Сидура на Новогиреевской. Летом музей наконец откроется после долгой реконструкции. Этот год – юбилейный, 90 лет назад родился скульптор, график, поэт, писатель Вадим Сидур. 

Старые ржавые железные лопаты

Собранные мною на свалках мусора

Напоминают большие осенние листья

Похожие на человеческие лица

Несчастные в своей ненужности

(В. Сидур)

Лица – конечно же, листья, их можно читать, и каждое, как лист дерева, неповторимо. А лица-лопаты? Одинаковые, функциональные, черные – просто орудия в чьих-то руках, выполняющие примитивный труд. Скульптура «Пулемет», представленная на выставке среди других, говорит о том же. Тело человека, держащего пулемет, повторяет форму оружия, теряет индивидуальные особенности, становится только функций уничтожения. Кстати, это автопортрет… 

Среди других скульптур – «Взывающий», «Узник», «Треблинка» и другие – каждую можно удержать в руках. Конечно, они дают общее представление о монументальных работах Сидура, в которых масштаб и отношения с пространством имеют особое знание. Его работы сегодня представляются истоком постмодернистской скульптуры в России, в свое время жестко критиковались за «формализм» и «пацифизм»… и еще, наверняка, какой-нибудь –изм. 

Как заметили организаторы, эта выставка – первое событие юбилейного года Вадима Сидура. Теперь его друзья, поклонники и последователи ждут открытие музея на Новогиреевской. А 29-го мая в Музее ГУЛАГа, помимо просмотра экспозиции можно будет попасть на презентацию книги куратора выставки Карла Аймермахера «Переписка Ю.Сидур с К. Аймермахером» (начало в 19:00).

 

Фотография: Виктории Сушко

 

Дополнительная информация