Поэтесса Стефания Данилова выступила в арт-баре «Массолит»

13 июля 2014 года в московском арт-баре «Массолит» состоялся сольный концерт петербургской поэтессы Стефании Даниловой, победившей недавно в отборочном туре литературной премии «Северная земля». Рассказывает главный редактор журнала «Контрабанда» Алексей Караковский.

Стефании Даниловой скоро исполнится двадцать лет. Помимо нетипичного имени у неё — шесть книг стихов, паблик с тридцатью тысячами подписчиков, отличное знание испанского языка и фанатичная вера в себя, без которой ничего остального и не было бы. Никто не знает, сможет ли она через десять лет перечитать свои первые книги, не скажет ли «уберите от меня этот ужас». Или, наоборот, потрёпанные старые сборнички станут классикой, библиографической редкостью. Скажете, маловероятно? Да кто ж его знает. Если в последние десятилетия поэзия деградировала до журналистики в стихах как у Дмитрия Быкова или женских романов в стихах как у Верочки Полозковой, это же не значит, что ничего другого уже не будет. Может быть, будет. Может быть, будет именно со Стефанией Даниловой — чьи стихи, кстати, тоже быстро взрослеют вместе с их автором.

Со стороны кажется, что Стефания не знает покоя ни на минуту — и так с самого детства. Она постоянно читает стихи со сцены, заявила о себе в Театре поэтов «Послушайте!», а потом в шоу «Бабушка Пушкина». За спиной — участие во множестве конкурсов, которые закончились как провалами, так и победами. Стефания явно чувствует азарт. Стихи для неё — не просто рифмованная речь, она вложила в них всю свою большую, сильную личность. У неё в глазах видно бешеное, пьяное удовольствие от того, что она — человек на сцене, несущий людям поэтическое слово. Этот азарт многократно затмевает любые попытки придумать по инерции моноспектакль для своих и так уже сложившихся строк. Никакие всплескивания руками, никакие разбрасывания бумаг вокруг стола не имеют значения перед тем, насколько она сама вжилась в свою роль Поэта, веря в то, что делает.

Впрочем, Стефания сама в состоянии трезво расставить приоритеты:

— Я читала письма. Не получившие ответа от адресатов, в силу выдуманности оных, они получили ответ в сияющих глазах зрителей, в их словах, настолько сильных по искренности и отдаче, что у меня не осталось слов в ответ.

Это был случай, когда 35 человек в зале — это много. А как иначе, когда слушатели просят почитать на бис, сами вспоминают наизусть стихи. Юная девушка, сидевшая поодаль меня, шептала наизусть одновременно со Стефанией, а когда я оглянулся в следующий раз, по её щекам катились слёзы. Моё внимание привычно заострялась на недостатках: вот музыкальное сопровождение звучит как-то не в тему, попсовенько (может, лучше было сыграть московским музыкантам, съевшим собаку на джем-сейшенах?), вот стихотворение излишне затянуто и сверх всякой меры пересыпано ссылками на любимые книги. Но какое это имеет значение для собравшихся? Никакого. Для них есть любимая Стэф, и есть они. И никого рядом. Плюс такая мелочь, как космос.

Сольный концерт оказался коротким — и, наверное, слава Богу, длись бы это нагнетание эмоций дольше, всё бы закончилось коллективной истерикой. К счастью, обстановку разрядила сама Стефания, предложив сфотографироваться всем присутствующим в зале, а потом продефелировав через весь зал на крепких плечах поэта Ивана Масалова. И, знаете, что-то мне подсказывает, что уже года три я не видел таких весёлых поэтических вечеров.

Так что пожелаем юной поэтессе внимания публики и успеха её новой книги «Веснадцать», выход которой ожидается уже скоро.

 

Автор фотографий: Ната Котовская