1 апреля на Гоголевском бульваре состоялась премьера нового художественного проекта – галереи “Спина”. Мы сочли этот эксперимент необычайно интересным и решили пообщаться с инициатором новорожденного движения – художницей и музыкантом Саррой (Натальей Овечниковой).
– Сарра, расскажи, пожалуйста, об идее проекта.
– Вдохновившись идеей галереи Пальто, созданной Александром Петрелли в 1996 году, и тем, что везде массово закрывают клубы и другие выставочные пространства, я решила создать проект под названием “Спина”. Художники выставляют свои картины, прикрепив их к собственной спине прямо на одежду, ткань или другой материал. Спина – это одно из уязвимых мест, потому что мы не можем видеть, что за спиной. Если лицо – это вывеска для социума, набор масок, то спина – это внутренняя сторона ветра. Художник вешает свои картины на спину – идет к зрителям с открытым забралом, не боясь выстрела в спину. Каждый художник сталкивался с такой проблемой. Есть художественные работы, которые хотелось бы показать людям. Но места в выставочных залах – для членов Союза художников. Да и то не всегда – скорее, для тех, кто может дать кучу денег. В первую очередь – выставляют тех, кто с кучей, остальные – куда хотите. Спрашивают – а есть ли художественное образование. А сколько у вас было выставок, сколько персональных. А как начать выставляться – если круг замкнут? Так вот. Спина – это личная территория человека. Вы надеваете пальто, пиджак, кофту – и у Вас ведь никто не спрашивает: “Почему Вы надели это? Есть ли у Вас художественное образование?” Выставка “Спина” апеллирует к личной честности художника. Является ли то, что я представляю людям, лучшим из того, что у меня есть? Судьёй – хорошо это или плохо – является сам автор, а не какие-то люди, представляющие социальные мотивы, или страдающие “вкусовщиной”, и, не побоюсь сказать, отсутствием художественного вкуса и образования. Здесь нет мотива финансовой выгоды – за аренду собственной спины ещё не надо кому-то платить.
– Что говорят знакомые художники?
– Художники, которых и так выставляют, в галерее Спина не участвуют. Холодно, страшно ментов и вообще – зачем. Незадолго до акции была на выставке одного художника и рассказала про эту идею. Несколько художников в возрасте посмотрели на меня, как на идиотку – мол, новое поколение развлекается. В выставке участвовали художники с образованием и без, имеющие разную манеру и придерживающиеся разных направлений.
– Как прошла премьера?
– На мой взгляд, премьера прошла удачно: нас не свинтили менты. Для них была заготовлена отмазка, что это психологический треннинг спонтанного рисования – у меня и у Эндрю имеются дипломы о соответствующем образовании. И ещё: то, что в выставке участвовало около 15 человек, это уже большой плюс. Я поняла, что это кому-то интересно, кроме меня.
– Была ли какая-то особенная реакция людей? Что-нибудь необычное?
– Особенная реакция была, безусловно, потому что на 1 апреля на Гоголях обычно все бухают или играют какие-то песни. А живопись там ещё никто не выставлял, тем более на себе. Люди, в основном, ржали и прикалывались, но иногда смотрели с интересом.
– Что планируешь делать с галереей дальше? Будешь ли приглашать к участию новых людей?
– Да, конечно. Ситуация с выставочным пространством в нашей стране не собирается меняться к лучшему. Тенденция такая, что выставляться будут или те, у кого есть деньги на выставочный зал, или те, кто поддерживает государственную линию и рисует путина в русском кокошнике. А для тех, кто хочет именно рисовать, остаётся только спина. Надо поговорить с перформерами, которые делают акции, как надо договариваться с властями, чтобы вдруг художники и их работы не пострадали, и сделать еще раз – независимо от хиппово-неформальной тусовки, в каком-нибудь другом сообществе.
Фото: ВК галереи “Спина”
Comments are closed