Сарра: «У художника есть только спина»

1 апреля на Гоголевском бульваре состоялась премьера нового художественного проекта — галереи «Спина». Мы сочли этот эксперимент необычайно интересным и решили пообщаться с инициатором новорожденного движения — художницей и музыкантом Саррой (Натальей Овечниковой).

— Сарра, расскажи, пожалуйста, об идее проекта.

— Вдохновившись идеей галереи Пальто, созданной Александром Петрелли в 1996 году, и тем, что везде массово закрывают клубы и другие выставочные пространства, я решила создать проект под названием «Спина». Художники выставляют свои картины, прикрепив их к собственной спине прямо на одежду, ткань или другой материал. Спина — это одно из уязвимых мест, потому что мы не можем видеть, что за спиной. Если лицо — это вывеска для социума, набор масок, то спина — это внутренняя сторона ветра. Художник вешает свои картины на спину — идет к зрителям с открытым забралом, не боясь выстрела в спину. Каждый художник сталкивался с такой проблемой. Есть художественные работы, которые хотелось бы показать людям. Но места в выставочных залах — для членов Союза художников. Да и то не всегда — скорее, для тех, кто может дать кучу денег. В первую очередь — выставляют тех, кто с кучей, остальные — куда хотите. Спрашивают — а есть ли художественное образование. А сколько у вас было выставок, сколько персональных. А как начать выставляться — если круг замкнут? Так вот. Спина — это личная территория человека. Вы надеваете пальто, пиджак, кофту — и у Вас ведь никто не спрашивает: «Почему Вы надели это? Есть ли у Вас художественное образование?» Выставка «Спина» апеллирует к личной честности художника. Является ли то, что я представляю людям, лучшим из того, что у меня есть? Судьёй — хорошо это или плохо — является сам автор, а не какие-то люди, представляющие социальные мотивы, или страдающие «вкусовщиной», и, не побоюсь сказать, отсутствием художественного вкуса и образования. Здесь нет мотива финансовой выгоды — за аренду собственной спины ещё не надо кому-то платить.

— Что говорят знакомые художники?

— Художники, которых и так выставляют, в галерее Спина не участвуют. Холодно, страшно ментов и вообще — зачем. Незадолго до акции была на выставке одного художника и рассказала про эту идею. Несколько художников в возрасте посмотрели на меня, как на идиотку — мол, новое поколение развлекается. В выставке участвовали художники с образованием и без, имеющие разную манеру и придерживающиеся разных направлений.

— Как прошла премьера?

— На мой взгляд, премьера прошла удачно: нас не свинтили менты. Для них была заготовлена отмазка, что это психологический треннинг спонтанного рисования — у меня и у Эндрю имеются дипломы о соответствующем образовании. И ещё: то, что в выставке участвовало около 15 человек, это уже большой плюс. Я поняла, что это кому-то интересно, кроме меня.

— Была ли какая-то особенная реакция людей? Что-нибудь необычное?

— Особенная реакция была, безусловно, потому что на 1 апреля на Гоголях обычно все бухают или играют какие-то песни. А живопись там ещё никто не выставлял, тем более на себе. Люди, в основном, ржали и прикалывались, но иногда смотрели с интересом.

— Что планируешь делать с галереей дальше? Будешь ли приглашать к участию новых людей?

— Да, конечно. Ситуация с выставочным пространством в нашей стране не собирается меняться к лучшему. Тенденция такая, что выставляться будут или те, у кого есть деньги на выставочный зал, или те, кто поддерживает государственную линию и рисует путина в русском кокошнике. А для тех, кто хочет именно рисовать, остаётся только спина. Надо поговорить с перформерами, которые делают акции, как надо договариваться с властями, чтобы вдруг художники и их работы не пострадали, и сделать еще раз — независимо от хиппово-неформальной тусовки, в каком-нибудь другом сообществе.

Фото: ВК галереи «Спина»