Герои панк-рока по средам, ч.53: Riptides (Австралия)

В 1977 году мода на панк-рок добралась до студентов факультета архитектуры Квинслендского университета, но вряд ли кто-то мог предположить, что из их шуточного первоапрельского выступления получится одна из самых авторитетных рок-групп Брисбена.

Гитарист и автор песен Марк Кэллахан никак не мог определиться ни с составом, ни с названием. Коллектив успел поиграть под вывесками «Grunge», «Neon Steal», а в варианте «Numbers» в июле 1978 года выпустил диск из трёх песен тиражом в 500 экземпляров. После отъезда в США басиста Роберта Викерса Кэллахан поменял название группы на «Riptides» и перешёл на бас-гитару — видимо, другого музыканта этого амплуа в Австралии не нашлось.

Мне доводилось слышать эту единственную пластинку «Numbers». Переиздание сентября 1979 года под названием «Riptides» отличается лишь более удачным сведением и тиражом 2000 экземпляров. Перспективный материал сыгран в традиционной панк-аранжировке качественно, но без особой изюминки. Кэллахану наверняка хотелось большего от таких песен, как «Sunset Strip», «Magic Castle», «Rules of Love». Тяготение Марка к милому наивному сёрф-року шестидесятых прослеживалась уже в этой работе, но святая обязанность играть панк-музыку помешала ему раскрыться по-настоящему.

{youtube}jFW7cQLGWL4{/youtube}

Всё изменило появление клавишника Эндрю Лейча, который стал также соавтором некоторых песен. Второй сингл «Tomorrow’s Tears» / «Some Other Guy», выпущенный на этот раз в День святого Валентина 1980 года, получился более задорным и искренним, а Кэллахан повзрослел и заметно раскрепостился. «Riptides» стали уверять, что они исполняют «музыку для танцев», и, в общем, это было похоже на правду.

{youtube}3nVbPhInFFk{/youtube}

Чтобы быть ближе к эпицентру австралийской культурной жизни и избегнуть проблем с полицией, не любящей панк-рок, в 1981 году группа перебралась в Сидней. Вскоре к «Riptides» присоединился басист Майкл Хайрон, что позволило Кэллахану вернуться к гитаре, а за ударные сел продюсер коллектива Базз Бидструп. Однако, после выхода мини-альбома «Swept Away» очередная кардинальная смена состава привела к тому, что Хайрон взял в руки соло-гитару, а Лейч и Бидструп покинули группу. В таком варианте «Riptides» записали сингл «Hearts and Flowers» / «Sandarama» и выступили на разогреве у «Simple Minds» во время их австралийского тура. В 1983 году у «Riptides» наконец-то вышел первый полноценный альбом — полное собрание сочинений, плюс специально записанная при участии Эндрю Лейча композиция «The Wedding Song».

{youtube}orevXqGvwL4{/youtube}

Частые смены состава и общая нестабильность «Riptides» объяснялись тем, что группа приносила её участникам удовольствие, но не деньги. В 1983 году Кэллахан попытался добиться коммерческого успеха с «GANGgajang», но на родине в Брисбене, где было особенно много фанатов «Riptides», его не поняли. Воссоединившись в 1987 году, «Riptides» возобновили концертную деятельность. Как и прежде, основу коллектива составлял творческий дуэт Марка Кэллахана и Майкла Хайрона, причём первое время после воссоединения с ребятами выступали также Энрю Лейч и Базз Бидструп. В 1987 году «Riptides» выпустили двойной концертный альбом «Resurface», в 1991 году при участии бывшего участника «Beach boys» Рикки Фатаара записали второй студийный альбом «Wave Rock», а затем отправилась в очередной концертный тур. 

После этого о «Riptides» не было ничего слышно целых десять лет, пока в марте 2001 года не скончался Майкл Хайрон. Летом того же года Марк Кэллахан сыграл на концерте памяти Майкла. В 2007 году Кэллахан и Бидструп в последний раз собрали группу для участия в фестивале «Pig City». На этом история «Riptides», судя по всему, закончилась — если не считать сомнительной инициативы переименования в «Riptides» планируемого к постройке в 2020 году брисбенского метро. «Это проект поколения, который должен иметь уникальное имя», — пафосно заявил министр транспорта Скотт Эмерсон. Разумеется, горожане и слышать не хотели о том, чтобы их метро было названо в честь каких-то панков, когда есть «Би Джиз», но к моменту написания статьи ожесточённые местечковые споры ещё не окончены. О реакции Марка Кэллахана на происходящее газеты Брисбена не сообщают.

Фото: Курьер мэйл (Брисбен).