Эта американская панк-группа из Вест-Лафайет (штат Индиана) успела сделать немного, но сейчас, в связи с повальной модой на стим-панк, не упомянуть о них невозможно. Уже в середине семидесятых годов что-то подобное носилось в воздухе — не случайно, в разных краях Америки появились такие стёбщики на тему науки, как «Devo» и, собственно, «Dow Jones & The Industrials». Но если «Devo» потребовалось сочинить целую конспирологическую теорию, то «Dow Jones & The Industrials» ограничились всего лишь одним ярким персонажем. Молодой человек в белом халате, выступающий под псевдонимом Мистер Сайнс («мистер Наука»), совершал такие вдохновенные пассы, словно клавишный инструмент в его руках на самом деле был лабораторным прибором, извергающим нечто прекрасное, нелепое и электронно-шумовое. Тяжёлый звук с обилием атональных завываний гитары и клавишных обеспечивала небольшая, но хорошо сыгранная компания музыкантов — вокалист и гитарист Грег Хорн, басист и вокалист Крис Кларк, барабанщик Тим Норт и, собственно, Мистер Сайнс, в миру известный как Брэд Гартон.
Рождение «Dow Jones & The Industrials» было весьма банальным: всё началось с ящика пива в Пердью Кампус и пластинки Игги Попа, которую Грег Хорн притащил специально для Криса, большого любителя Брайана Ино. Первые репетиции проходили при максимально тихом звуке, так как уже после второй-третьей песни к ребятам вламывалась полиция. Выход был найден традиционный — подвал. Так появилась «Чёрт побери студия», в которой были сделаны все записи «Dow Jones & The Industrials» и их товарищей. Первый же концерт в университете вызвал буйное ликование студенческой аудитории. Чтобы закрепить успех своей группы и получше продать тираж первой пластинки, Хорн пошёл на нетипичный PR-приём, выдвинув свою кандидатуру на пост президента студенческой ассоциации. Проявившие политическую активность панки организованно проголосовали «за», и Грег выиграл выборы.
Правление Грега Хорна запомнилось в Пердью Кампус, скорее всего, даже лучше, чем его группа. Особо потрепала нервы полицейских и школьных администраторов так называемая «Бесплатная раздача ганджа», хотя это всего лишь оказался розыгрыш билета на Ямайку. Кроме этого, Грег создал в Ассоциации два новых отделения. Одно из них — «Забавные штуки» спонсировалось «Овощным еженедельником» и особенно запомнилось организацией Хеллоуина в так называемом Арсенале — огромном складе местного завода.
Впоследствии Хорн вспоминал Хэллоуин-пати с любовью. «Арсенал был полон смущённых индианцев. Мы проехали сквозь промышленные ворота, раздвигая толпу на Линкольне Континенталь — роскошной машине, принадлежавшей отцу Тима. Люди сходили с ума так, словно это был первый раз, когда они имели такую возможность. Шоу заставило меня понять, что, если вы бросаете сумки овощей в аудиторию, она будет бросать их обратно в вас, и вам непременно попадут вам в лицо, когда вы будете пытаться играть. Баклажаны были тяжёлым оружием, но хорошо ещё, что мы не дали им в руки тыквы. В конце представления мы все погибли: у нас были пакеты бутафорской крови под футболками, так что Билли из «Gizmos» вскочил на сцену и убил всех нас. Наши гитары в тот вечер были разбиты вдребезги. Это было здорово, кроме сломанных гитар, конечно».
Подвал 24/7, в котором базировалась «Чёрт побери студия», был местом непрекращающихся звуковых экспериментов — тем более, что звукооператору Рику Томасу и клавишнику Брэду Гартону больше было негде жить. Как-то Хорн и Кларк попытались с помощью специально размещённых стендов с магнитофонной плёнкой создать «самую длинную цифровую задержку в мире», не поленившись убить на это целую ночь. Кларк считал, что подвал надо включить в «Национальный реестр исторически значимых подрывных мест». К сожалению, большая часть записанного материала была утеряна и уже никогда не будет издана.
Президентство Хорна в студенческой ассоциации заставило всех (и, в первую очередь, его самого) выложиться настолько, что группа протянула всего лишь один учебный год — у ребят просто уже больше не было сил на то, чтобы продолжать начатое. Перед окончательным распадом группу сильно лихорадило: её покинул Брэд Гартон, а Криса Кларка сменила Дженни Суинни. Включение композиции «Ladies With Appliances» в сборник Галчер Рекордс «Red Snerts» не добавило участникам «Dow Jones & The Industrials» мотивации заниматься идущим ко дну проектом, и после 1981 года было уже совершенно невозможно понять, кто из ребят куда подевался. По крайней мере, Грег Хорн, уехав в Аризону, долгие годы ни о ком из них не слыхал. Чтобы ещё раз порадовать поклонников, группа сыграла концерт в 1993 году, но воссоединения не получилось. Ситуацию запутывает также и то, что в середине нулевых в Бостоне выступала ска-панк группа под таким же названием. Оригинальному составу наших героев это уже точно не светит: в 2003 году Тим Норт ушёл из жизни в возрасте 42 лет — после рака желудка. В память о друге Хорн, Кларк и Гартон (к этому времени он стал профессором Колумбийского университета) устроили прощальный концерт при участии поклонника группы, барабанщика Лон-Пола Эллриха, во времена «Dow Jones & The Industrials» учившегося ещё в начальной школе.
Моя коллекция песен «Dow Jones & The Industrials» составляет всего десяток произведений, каждую из которых, как минимум, интересно слушать, а «Dude in the Direction Field», «Ladies With Appliances», «Rocking Farmers», «Can’t Stand the Midwest» и, собственно, «Mr Science» (сольную песню Гартона) можно назвать хитами. Все эти вещи вышли на двух пластинках — долгоиграющей «Hoosier Hysteria» («Индианская истерия», сплит с группой «Ghizmos», 1980) и EP «Dow Jones & The Industrials» (1981).
Музыкальную карьеру после распада «Dow Jones & The Industrials» продолжил только Хорн. В восьмидесятых он связал свою судьбу с электронным дуэтом «Tone set» (вместе с Галеном Херодом), где выступал два года — в частности, группа записала сингл с хитрым названием «Работа на карандашной фабрике». С 1983 по 1990 год Хорн выпустил два скромных сольных альбома примерно в том же стиле, что и «Tone set», несколько записей под названием «Pointless», а также издал ряд коммерческих работ — в том числе, для японского телевидения. Грегу Хорну принадлежит замечательное название диска лучших хитов собственного авторства — «Насквозь неприятная музыка». Последний диск Хорна вышел в 1999 году.
В наше время «Dow Jones & The Industrials» были бы обречены на полное забвение, если бы не коллеги: то Дэйв Блад из «Dead Milkmen» называл их в числе своих кумиров, то Йо Ла Тенго исполнял на гастролях «Can’t Stand the Midwest». В начале нулевых записи «Dow Jones & The Industrials» были переизданы с ремастерингом Пола Магерна, вокалиста группы «Zero Boys», часто выступавшей с «Dow Jones & The Industrials» (самому Полу тогда было шестнадцать лет). А в конце нулевых некто Адриан Миллз щедро выложил на Youtube целый концерт, дающий представление о том, насколько это была весёлая и бесшабашная группа. Жаль, качество записи оставляет желать лучшего — но от живой истории многого не потребуешь.
Фото: Кит Смит.
{youtube}OwQzNMBbMVM{/youtube}
{youtube}6qTkOprY8Yc{/youtube}
{youtube}PXqll_9KY8U{/youtube}
{youtube}rg7SFWUJi2Q{/youtube}
{youtube}rcUydGwdKqU{/youtube}
{youtube}osp22gyngcU{/youtube}
{youtube}t9qmth7Rjf0{/youtube}
{youtube}gvUtCqMwxBg{/youtube}
{youtube}0zb5iyYkBOU{/youtube}
{youtube}N7O0ar27raA{/youtube}
{youtube}Y86l8ENfzzs{/youtube}
{youtube}Px98bn2yhGI{/youtube}
Звукооператор Рик Томас о “Чёрт побери студии”:
{youtube}qDCDcqy4ff4{/youtube}
Профессор Брэд Гартон о своих взглядах на музыку:
{youtube}sJ5wvySQjhk{/youtube}
{youtube}l9YP1kXUSSA{/youtube}
Comments are closed