Студенты и выпускники Литературного института им. А.М. Горького провели акцию протеста против приглашения Александра Дугина с лекцией в рамках объединённого творческого семинара (первая встреча с ним состоялась 1 апреля 2014 года на семинаре Олеси Николаевой) и Дмитрия Энтео, разместившего фотографию со своего выступления в ЛИ в своём твиттере, а также того, что “ряд сотрудников ЛИ используют свой статус преподавателей и учёных для пропаганды межрелигиозной и межнациональной нетерпимости”. Участники акции опубликовали в Интернете ряд манифестов, причём некоторые из них не только выдвигают требования к Литературному институту, но и критикуют политику государства в области образования, науки и религии.
Цитируется по сообществу “За доступное просвещение, против консервативного террора”.
Наши университетские диссертации попадают под доктринёрскую цензуру, художественные выставки выселяются из помещений без объяснения причин, музыкальные фестивали, подающие скромные признаки нонконформизма, выдавливаются из страны, независимое документальное кино маргинализируется. То, что вчера было сном заскорузлого консерватора, сегодня стало с лёгкой руки первых лиц Министерства культуры и “архитекторов” из АП государственной идеологической доктриной, недвусмысленно прочитанной на местах: ваше время, тёмные, недалёкие, нетерпимые ко всему, что выходит за пределы вашего мирка, вы были здесь всегда, и государство снова с вами, министр напишет для вас правильную историю Отечества, зампред снимет кино, а глава госкомпании, чья морда вот-вот треснет, прочтёт лекцию об обществе потребления и “чипизации”. Всё остальное – раздавить. Неугодное, непонятное, свободомыслящее – затравить и запугать. Там же, где политическая элита не выступает прямым инициатором, мы сталкиваемся с явным и неявным её попустительством: погромщики выставок, всевозможные хранители нравственности, срывающие публичные мероприятия, откормленные воинственные попы с сердитыми лицами, находящие себя в полном праве врываться на концерты с агрессивной псевдорелигиозной рацеей, – все они могут рассчитывать на снисходительное отношение власти.
Мы считаем происходящее сегодня естественным защитным рефлексом того блока высших чиновников, лояльных бизнесменов и силовиков, который начал складываться в 90-х, оформился в 2000-х и нуждается в идеологическом закреплении своей политики, сочетающей частную эксплуатацию ресурсов под видом общенационального блага со следованием общемировой повестке “строгой экономии”.
В результате этой политики богатейшее государство, высшие чины которого соревнуются в демонстрации роскоши, фантастического уровня своего имущественного достатка, оказалось не в состоянии обеспечить нормальную поддержку образовательных структур всех уровней и их работников. Напротив, финансовые затруднения предлагается решать оптимизацией, коммерциализацией и сокращениями, т.е. отказом от ответственности за всеобщую доступность образования. Взамен дорогостоящего неуправляемого просвещения нам предложен охранительный фундаментализм, незаметно протаскивающий в повседневность словосочетания “запрещённые книги”, “запрещенные театральные постановки”, “оскорбление чувств верующих” и прочие атрибуты показного благочестия.
Каким бы ни было наше представление о природе происходящего, нет ни одной разумной причины воспринимать его как должное. Всякий творческий человек, всякий критически мыслящий человек, всякий самостоятельный ум увидит в этом буйстве невежества явление враждебное, явление, которое нельзя принять. И потому мы хотим открыто заговорить о свободе творчества, о самоценности свободного художественного высказывания, о необходимости преодоления вековых предрассудков в отношении одних людей к другим, о недопустимости навязывания религиозных практик в рамках всеобщих светских просвещенческих проектов. И потому мы призываем к объединению всех, для кого этот морок унизителен и недопустим. И потому, наконец, нашим ответом в защиту себя от консервативного террора может быть только: безграмотности – образование! домостроевщине – эмансипация! принуждению – протест!
Comments are closed