Герои панк-рока по средам, ч. 86: Tom Robinson Band (Великобритания)

Жизнь Тома Робинсона сложилась так, что на её протяжении он трижды сталкивался с тяжелейшими психологическими травмами, каждая из которых могла свести его в могилу. Но по фотографиям и видеозаписям концертов этого симпатичного молодого человека, трудно догадаться о драматических событиях, ставших основой его биографии.

Том родился в 1950 году в обычной английской семье в Кембридже, учился в заурядной британской школе и был обычным ребёнком, пока в тринадцать лет впервые не влюбился — к своему ужасу, в мальчика-одноклассника. В это время в Великобритании гомосексуальность считалась уголовным преступлением, и если бы о чувствах Тома кто-то узнал, ему светила бы тюрьма или, как минимум, принудительное лечение. Сейчас мы знаем, что однополая любовь — слишком сложное психофизиологическое явление, и «излечить» её невозможно, но в то время врачи-психиатры практиковали жёсткие методы «лечения» — к примеру, при подобных обстоятельствах американец Лу Рид прошёл курс электрошока, разумеется, не сделавший его менее бисексуальным. Том был умным и уже достаточно сложившимся молодым человеком, чтобы понимать, что ничего хорошего ему в этой жизни уже не светит, и в шестнадцать предпринял попытку самоубийства. Это едва не сломало ему жизнь второй раз: после этого Том провёл долгие шесть лет под наблюдением психиатров в интернате Финчден Мэйнор (графство Кент).
Как раз в это время в Великобритании происходил бум рок-музыки. Вероятно, в интернате был не очень строгий режим, поскольку Том проводил вечера, тайком ловя пиратские радиостанции и передачи Джона Пила на Би-Би-Си. Его кумиром стал Алексис Корнер — британец, умеющий творить блюз буквально из ничего. Так, по ночам слушая музыку, Том осознал своё истинное предназначение.
В 1973 году Том, отделавшись, наконец, от психиатров, перебрался в Лондон, где начал музыкальную карьеру в составе акустического трио «Café Society». Группа произвела впечатление на самого Рэя Дэвиса из «Kinks», и ребята подписали контракт на выпуск дебютной пластинки. Получилось, что называется, «размах на рубль — удар на копейку». Несмотря на огромное количество потраченного студийного времени, диск продался тиражом всего 600 экземпляров. Дэвис, разумеется устроил скандал, и Том покинул группу. Кстати, однажды, спустя несколько лет Рэя занесло на концерт Робинсона. Тот, заметив своего незадачливого продюсера, схватил гитару и спел издевательскую кавер-версию хита «Kinks» «Tired of waiting for you», на что Рэй Дэвис спустя некоторое время ответил выпуском ещё более оскорбительного сингла «Prince of the punks».
Покинув незадачливое трио, Том вскоре узнал о существовании в Лондоне организаций, борющихся за права сексуальных меньшинств, и о панк-сцене вокруг них. Собрав свою собственную группу Tom Robinson Band, Том уже в 1977 году выпустил удачный сингл «2-4-6-8 Motorway», в котором за тривиальным дорожным сюжетом, вроде бы, угадывалось влечение к водителю грузовика — и хотя не все понимали второй смысл текста, находились люди, которых это привлекало. Песня была милой, Том светился обаянием, телевизионная картинка с «Top of the pops» тоже не подкачала, но всё же, эта песня была продуктом массовой культуры. Куда интереснее у Тома получилась саркастически-издевательская песня «Glad to be gay», которую он написал для первого лондонского гей-парада, проведённого в 1977 году менеджером «Sex Pistols» Малькольмом Маклареном. Совершенно не панковская по музыке, она была настолько честная и жёсткая по своему тексту («Британская полиция лучшая в мире, я не верю в эти глупые россказни»), что могла конкурировать с теми же «Sex Pistols» по количеству запретов в эфире. Каждый концерт Робинсона сопровождался чрезвычайно подробными монологами у микрофона о буржуазном обществе, коммунизме, свободной любви; всем присутствующим раздавались листовки с аналогичным содержанием. Вскоре последовал выход дебютного альбома «Power in the Darkness». Внутри каждой пластинки был вложен трафарет с логотипом группы и предупреждение: «Этот трафарет не предназначен для распыления на общественной собственности!!!». Однако, британские подростки, понятное дело, лучше знали, на что употребляются такие вещи.
Если первая пластинка была удачной, второй повезло намного меньше, и группа распалась. Такими же неудачными получились и несколько последующих музыкальных проектов Тома, включая совместное творчество с Элтоном Джоном. Решив последовать примеру своего кумира Дэвида Боуи, который в самый критический этап своей жизни решил найти приют в Берлине, Том Робинсон уехал в Гамбург. Там, переждав депрессию в комнате своего друга, Том вернулся к написанию песен и продолжил карьеру в Западном Берлине, где работал, в том числе, с Питером Гэйбриелом. В 1986 году Би-Би-Си предложило ему вести сразу несколько радиопередач, и Том вернулся в Британию. В начале девяностых новые три альбома ему, наконец, принесли некоторое признание, а в 1994 году он написал автобиографическую книгу «Выживший после самоубийства». При этом работа на Би-Би-Си у Робинсона продолжается до сих пор.
Однако, это было ещё не всё: в середине девяностых Том влюбился в женщину, Сью Бриали, которая вышла за него замуж и родила в браке двоих детей. Жёлтая пресса начала травлю Робинсона, публикуя в высшей степени некорректные материалы о личной жизни знаменитого на всю страну гей-активиста, при этом различие между геями и бисексуалами намеренно не проводилось. Том ответил достойно: «Мы боролись за толерантность последние двадцать лет, и я пропагандировал, чтобы люди имели возможность любить кого они хотят. Всё, о чём я говорил — это терпимость и свобода, стремление к счастью. Так что, если кто-то не даст мне права на такую же терпимость, за которую я боролся для них, эй, значит, это у них есть проблемы, а не у меня!».

{youtube}EXWR1sYDgGk{/youtube}
{youtube}KmR3p3-LN94{/youtube}
{youtube}kGrnEc_3mYo{/youtube}
{youtube}R6nrb1qWLI4{/youtube}
{youtube}7Qev84xYA7w{/youtube}