Алина Ростоцкая & Jazzmobile «Flow» (Butman Music)

Дебютный альбом вокалистки Алины Ростоцкой — финалистки проекта «Большой джаз» — звучит и выглядит женственно и психоделично. «Flow» означает «Поток». Это не буйство природы, но — вздох, кружение образов, событий вокруг основного настроения, течение нюансов, отражений, легкие жесты и ясные мысли. Перед нами — джазовый импрессионизм.

Репертуар, в основном, оригинален, лишь две вещи написаны не Ростоцкой. Сефардская тема «Morenika», открывающая альбом – красивая м серьёзная композиция, напомнившая про ещё один прекрасный проект, в котором участвует Алина – «Ансамбль Средиземноморской деконструкции» Григория Сандомирского. «Morenika» начинается звонким фортепиано Евгения Лебедева, а гибкое соло саксофона Андрея Красильникова звучит в середине композиции. Русская народная «Oh, You My River» / «Ты река ль моя реченька» – номер, развивающийся от фольклора в джаз с позитивным, но сдержанным соло гитары Максима Шибина — тоже финалиста «Большого джаза».
Другие вещи — авторства Алины. «At Night» – «ночная» романтика, расцвеченная диалогом контрабаса Антона Ревнюка и гитары Шибина, которая стильно и спокойно играет вступление и соло. Максим работает на настроние, на атмосферу, следует стилю Алексея Алексеевича Кузнецова. Тут же радует флейта, аранжировавшего композицию, cпециального гостя альбома Владимира Нестеренко. «Зазеркалье» («Wonderland») украшена диалогом-разговором вокалистки и саксофона. Мягкая «Birth» звучит в духе раннего джаз-рока а-ля Return to Forever, музыки гармоничной и просветлённой. «Evening in Berlin» начинается с цветистого вступления Евгения Лебедева. Но особо запомнилась простой, как свет луны, волшебной попевкой «Lullaby for Agafya» — красивейший финал альбома.

{youtube}_XdKPdL1D4w{/youtube}

Музыканты группы Jazzmobile расслаблены и раскованы, холодным аккомпанементом происходящее не назовёшь, они серьёзны, альбом воспринимается, как скольжение в «потоке». Саунд «Flow» делал Андрей Левин («Мосфильм»). Он работал и на недавнем альбоме группы «Аукцыон» «На Солнце» и похоже, что Андрей становится «главным» по ясному, дышащему студийному звучанию. Дальнейшая обработка фонограммы без заграницы не обошлась, сведение делал аудио-викинг, норвежец Jan Erik Kongshaug (Keith Jarrett, Jack DeJohnette, артисты лейбла ECM). Прозрачный и внятный звук подчёркивает деятельное участие в создании музыки барабанщика Игната Кравцова.
Тексты Ростоцкой общаются со слушателем, ведут рассказ, они близки к фолку, в мире альбома непредставимы навязчивость или истерика, это описывает и подход Ростоцкой к вокалу. Алина сдержанно рассказывает о своём, личном, в чувственной, но без аффекта манере. В этом есть смелость и естественность, отражение жизни, что для нашего джаза редкость.
Коллективная деликатность альбома, ансамблевый дух оставляет очень достойное впечатление. Есть ощущение, что альбом никуда не торопится и поэтому всюду успевает. Такие записи, не имеющие эстетического зазора между артистом и его образом, очень полезны для джаза, жанра нередко «театрального», эмоционального, рассчитанного на эффектность, а к неспешному разговору о жизни, о душе и по душам склонного только в особых случаях. «Flow» — именно такой случай.