Миражи социализации

Забавно и одновременно немного печально видеть, как у кого-нибудь из знакомых вдруг проявляются интересы, которых ты за ними и не предполагал. Вроде как решительно не тот образ жизни, совершенно не располагающий круг общения — а вот опа.

Зачастую, это интересы, которые когда-то не с кем было разделить. Поэтому пришлось социализироваться в совершенно других, может, и не особенно интересных изначально, областях. А теперь вроде и есть, с кем поделиться сокровенным, да жизнь уже почти увела в совсем другую сторону. И по нужде слепившийся некогда из того, что было, ком социальных связей пускай уныл, но привычен, как безнадёжный, но «не хуже, чем у других», брак.

В конечном итоге всем нужна социализация. Она уже давно стала ходовым товаром. Нам, одиноким в толпе, бойко продают её под видом тренингов и курсов в какой-нибудь профессиональной либо «духовно богатой» области. На самом деле мы зачастую идём туда не за знаниями, а просто потусоваться.

Как-то мне довелось работать в частном вузе. Довольно долго я недоумевал — зачем здесь, где у львиной доли студентов каждая минута и копейка на счету, столько массовых мероприятий с воздушными шариками, передиранием камеди-клаба, и фальшивым пением друг другу со сцены конференц-зала дежурных поп-хитов под караоке-файлы с ноута? Потому понял — один платит за учёбу, а другой — за студенческую жизнь, про которую так много говорит массовая культура, и которой у него бы могло и не быть. 

Большая часть ныне живущих находит себе для компании фан-клубы, выпивку, нацистские банды или религию. На самом деле так называемые верующие в массе своей давно уже ищут не вечной жизни, а просто компании приятелей, условившихся вести себя строго определённым образом — просто чтобы знать, чего от них ожидать в стандартных ситуациях. И в какой-то момент, поняв, что это хреново работает, дополняют свою принадлежность какой-либо церкви принадежностью к клубу исполнителей бардовской песни, поклонников мужика-с-фамилией-и-в-пальто или ещё каких энтузиастов кройки и шитья.

Потому что удовлетворенность социализацией — временная. В какой-то момент уже мало торчать от крутизны тусовки, к коей принадлежишь. Хочется как-то о себе заявить. И вот фанатичка идёт сношаться со своим гуру, дабы завоевать себе авторитет внутри секты, а толпа фанатиков — сводить счёты с оскорбителями веры, дабы завоевать авторитет за пределами секты. Поклонники телесериала наряжаются в любимых героев, и сочиняют про них порнуху, словно мало той, что в кадре. Футбольные маньяки вешают болельщика чужой команды на его собственном шарфике. А адепты двух школ претендующей на научность дисциплины яро спорят, кто из них больший богоносец.

Правда, всё это — экстремальные варианты. Чаще же всего «очаги социализации» замыкаются в банальном исподсебядстве. И периодически от этих очагов отламываются те, кому скучно состоять в фан-клубе самих себя. Или, как это порой бывает с религиозными объединениями, искавшие там единомышленников по заповедям, но недовольные тем, что оные заповеди либо выродились в пустую формальность, либо пребывают в вечном лобовом столкновении с реальностью. А братья и сёстры по тусовке ничем, кроме самой тусовки не интересуются. Словно бы язык, на котором ты хотел бы говорить, превратился из средства общения в предмет самодовлеющего культа.

Эти паразитные механизмы по воспроизведению мало кому в сущности нужной мутоты работают не только на бытовом уровне.

«…Когда-нибудь мир станет более <…>, но пока что есть данность…», — часто слышим мы от какого-нибудь умудрённого опытом циника, который точно знает, с какой стороны на бутерброде масло. Благодаря таким рассуждениям мир всё никак и не становится более <…>. И каждый, кто так говорит, сам сдаётся на милость очередной «данности», и ближних своих сдаёт.

А ведь на добрую половину т.н. «данностей» можно в сугубо личном порядке забить уже сейчас. И не случится ничего страшного — кроме вялой обиды тех, кто привык оказывать на тебя повседневное давление. И кого мы, положа руку на сердце, давно бы пинками прогнали из своей компании, но обижать не хотим.

Вот, кстати, хрена лысого мы боимся их обидеть? Нам-то после этого точно хуже не будет. А весь этот бред про карму, грехи, и терпимость, похоже, работает именно на защиту этих паразитов.

А там и другие «данности» начнут сыпаться трухлявыми пнями.

Но пока что мы, как в одном из рассказов Станислава Лема, поголовно носим костюмы роботов, скрывающие друг от друга наше человеческое происхождение, повторяем следом за пропагандой слова ненависти к людям, и доносим на тех, кто делает это без энтузиазма, как будто симпатизирует этим жалким людишкам. Причём зачастую делаем это не из-под палки, а вполне добровольно тратим на это свои время и силы.

Между тем вокруг нас полно наших возможных союзников, которые однажды решили, что всё, чего они хотят, недостижимо. По причине чего служат нынче какой-нибудь идее из тех, что представляются многим правящими миром, но на самом деле нахрен не упёрлись никому, кроме маленькой кучки моральных уродов.

Для уродов эта идея — вопрос власти и денег. И они едва ли ими поделятся. Так что едва ли мы что-то приобретём, пытаясь социализироваться подобным образом.