Чувствительные размышления о яблоках, яблонях и фортепианном арпеджио.
Человек, незнакомый с личностью и творчеством Ксении Федоровой, в любом случае успеет подумать: а чтой-то за фамилия такая знакомая? А это часом не….Подумал, и правильно подумал. Дочь именно того самого Леонида Федорова, фронтмена «Аукцыона» и других знаменательных проектов. Она даже поучаствовала в записи «Жильца Вершин», произнеся некое хлебниковское слово. Ну да, яблоко от яблони! Но упоминание этого сравнения из жизни фруктов логично лишь в том смысле, что дочь как и папа беззаветно служит музыке, простите за высокопарность. И ее сольник в формате «автор-исполнитель», который представляет собой концерт в клубе «Дом», наглядно объясняет многое важные вещи.
Увы, дети музыкантов редко идут в менеджеры по продажам, даже если слоны отдавили им все уши. А если нет, делают нечто типа «в духе папы». Если не рассматривать одиозные фигуры вроде Децла или Лены Зосимовой, то ужасом веет и от творчества отпрысков Леннона, Дилана и Марли. Наша героиня с первых же фортепианных нот приоткрывает свой собственный мир звуков, без оглядки на родительское творчество. А начинается альбом со «Сказочки». Трогательный перебор клавиш, атмосферная гармония, добрый, почти юродивый не то заговор, не то считалка, и вдруг как выстрел: А-а-а! Вот так, на одном звуке. На одной ноте. И снова убаюкивающее арпеджио, успокаивающее бормотание – до следующего внезапного голосового залпа.
Вообще, практически полное отсутствие аккордов – вместо них перебор-журчание клавиш, а это и есть арпеджио, фирменный знак Ксении. У нее получается надрывно и естественно одновременно. Тут можно вспомнить оконченное ей музыкальное училище им. Мусоргского по классу фортепиано, но сколько его выпускников буквально мучают инструмент, а заодно и наши уши? Следующая «Рельсы» более оформлены ритмически, там даже есть некое подобие конструкции «куплет-припев». Но снова голос звучит сквозь прозрачный фортепианный ручей. « А я в твоих глазах рельсами тысяч дорог!» А дальше «Соныя» (орфография сохранена) с монотонной, колдовской, отчасти фолковой мелодикой и шаманскими двустишиями. И если у вас уже сложилось какое-то представление о ее манере и стиле, понимаешь, что поспешил.
Стиль Федоровой рационально обозначить невозможно. Термин «минимализм» не противоречит происходящему, но и не объясняет его. Да, только голос и фортепиано, причем без диссонансов и брейков. Мелодия присутствует всегда, но иногда она настолько парадоксальна, что кажется убегающей, как песок сквозь пальцы. Вообще, «Оом Ра» – эта такая бесконечная колыбельная, прерывающаяся криками от увиденных во сне кошмаров. Назревают параллели с такими артистками, как Тори Эймос или Пи Джей Харви. Но Ксения все-таки очень русская, даже более того, очень питерская. И потом, западные дамы славятся своими феминистскими взглядами, и это понятно даже для тех, кто не дружит с английским.
У Федоровой, при всей очевидной «женскости», посыл универсален и часто представляет поток сознания, Эмоции, эмоции, эмоции. Такие яркие, буквально на грани падения в пропасть, не имеют гендерной принадлежности. «Вновь заря встает в череде вещей / Я невесом, я невесомый дом» («Красивая»). Вот и заглавная вещь, последняя по счету. «Четная сторона смерти скукожится, съежится до размеров атома». Именно – не расширение, а сжатие, вот настроение пластинки. И никакого тебе восточного блаженства, как могло бы показаться из названия. Пожалуй, финальная,- самая пронзительная вещь на альбоме. Не будет вам покоя, и светлого будущего, судя по всему, тоже. Кстати, единственная композиция, где появляется, пусть и буквально на несколько секунд, еще один участник – Макс Руденко (мелодика), выдающий великолепную коду.
Восемь вещей и меньше получаса чистого времени звучания. А дослушаешь до конца, и понимаешь: а больше-то и не надо. Слишком эмоционально. Так что, все идеального размера. И еще, во время прослушивания не грех держать перед собой обложку, с иллюстрациями Полины Слуцкой. Ее графика тоже довольно парадоксальна, но к «Оом Ра» подходит удивительно.
Comments are closed