Александр Маноцков и Courage Quartet «МАМА / მამა / МАМО» (FANCYMUSIC, 2016)

10 сентября в клубе «Китайский летчик Джао Да» состоится презентация нового альбома Александра Маноцкова. Известный композитор выступает на нём вновь в качестве вокалиста, но, кроме того, он стал и автором всех текстов релиза.

«МАМА» Маноцкова, в отличие от пластинки «Пели» (FANCYMUSIC, 2014), полностью состоит из песен, написанных на тексты самого композитора. Напомним, что на «Пели» слова принадлежали легендарным поэтам прошлого века Даниилу Хармсу и Александру Введенскому. Минимализм средств и обострённость эмоций соединились с минимализмом информации об альбоме. Нигде не говорится, как понимать композитора (смайл). Трек-лист нового диска набран на обложке и в буклете на русском, грузинском и украинском языках, народные песни – украинская ««Нова радость настала» и грузинская «Ашо Чела» стали частями композиций. Альбом — единое эмоциональное поле, название диска, предположим, означает поиск общаей культуры, общей мамы, корня, основы, это близко к реальной политической и социальной жизни. Бросилось в глаза, что название жестокой «рождественской» песни «Над вертепом» симптоматично не требует перевода.
Мнение, что Маноцков делает некий «рок», близко к реальности. Внутренний драйв, стремление достучаться, воздействовать на душу, как и абсурд текстов и неожиданное развитие мелодий, даже более заметны, чем на первой пластинке. Courage Quartet в этой ситуации звучит абсолютно уместно, создаёт гамму интровертных чувств. При этом, ни о каком прогрессив-роке речь не идёт — музыка не имитирует стилистические влияния, она сама по себе. Отталкиваясь от уже использованных терминов, опишем происходящее как камерный арт-фолк-рок. Почему бы не помечтать о новом стиле, вот Леонид Фёдоров идёт к подобному – со своей стороны и Алексей Хвостенко шёл похожей тропой. Этот путь проступает сквозь запись, как нарисованный невидимыми, «шпионскими» чернилами, как культурный код, как тавро. Это — отсюда, это «про здесь».
«Народные» словечки вплетённые в обороты музыкальной ткани, особенности языка Маноцкова определяют его стиль, но к казачьему или к авангардистскому мировосприятию их не отнесёшь. Детали происходящего прекрасны тягой к эдакой «народности из филармонии». «Что там чернеет вдали? Там вдали чернеет всё…» «У кого встаёт на морозе, того Сибирью не испугать!» — альбом и про это. Осознание «идиотизма сельской жизни» сменяется иными образами, среди которых «ангельские вилы», «все мы чувствуем запах железа…», чёрная пуля, мертвяки и гробы. Здорово звучит игра в слова — «Там вдали, там в Сальвадоре…». Тут сходятся все вектора – и энергетические и интеллектуальные.
Презентация диска состоится в «Китайском лётчике Джао Да». Предыдущий альбом был представлен в ММДМ и что-то там, видимо не устроило Маноцкова – он выбрал независимость и камерность. Культовый подвал, конечно, эстетике записи соответсвует гораздо больше, чем концертный зал. Но он («Лётчик») – маленький! Очень. Вангуем искусственное повышение дефицитности события. И это решительный шаг — в народ, как в омут. Что же, посмотрим, что там, на глубине.

10 сентября, 20:00
Китайский летчик Джао Да
м. «Китай-город» Лубянский проезд, дом 25, стр. 1