Михаил Борзыкин (Телевизор): Истина, в космическом смысле, рано или поздно возьмёт свое

Говорим с Михаилом Борзыкиным — лидером питерской группы «Телевизор», команде бескомпромиссных героев и легенд Ленинградского рок-клуба — о новом альбоме «ИхТИОЗОВР» необычном, романтичном и протестном. Презентации альбома состоятся 15 сентября в Москве в YOTASPACE, а 20 октября в Санкт-Петербурге в Клубе «Космонавт».

— Есть ли у альбома «Ихтиозавра» концепция, о чём он?
— Михаил Борзыкин: Это одиннадцатый по счету альбом «Телевизора». В альбоме – 13 свободных друг от друга песен и никакой концепции. Но есть сквозная тема, лейтмотив. Это взаимоотношения водной стихии как места, где стираются границы и замкнутости человеческого существования на суше. В целом, альбом получился немного океанический.

— Кто участвовал в записи?
— Михаил Борзыкин: В записи, помимо меня, принимал участие только гитарист «Телевизора» Сергей Сивицкий.

— Но над звуком выработали за рубежом?
— Михаил Борзыкин: Мастеринг альбома группа решила сделать в Дюссельдорфе, на студии Skyline Tonfabrik, доверив этот процесс Каю Бланкенбергу, известному по работе над пластинками таких исполнителей как OOMPH!, Guano Apes, Paradise Lost, Camouflage, Doro и Die Toten Hosen.

— Хорошо. Что изначает название? Ничего подобного в дискографии группы пока не было.
— Михаил Борзыкин: Альбом называется «ИхТИОЗАВР», как и одна из вошедших в него песен. Я решил, что это будет неплохим названием, так как давно уже существует устойчивое журналистское определение для пожилых рок-н-рольщиков – «динозавр рок-н-ролла». А мне всегда хотелось быть кем-то вроде ихтиозавра. С детства, после просмотра фильма «Человек-амфибия» я мечтал о свободном плавании под водой. На суше нас угнетает сила тяжести, а под водой можно быть легким и независимым, как учил Михаил Жванецкий.

— Столь же необычно для группы «Телевизор» и оформление. Можно ли рассказать, откуда произошли эти фотографии и что они означают.
— Михаил Борзыкин: На обложке альбома – фотография, сделанная мной в Таиланде, на территории заброшенного отеля — старый телевизор на фоне морского пейзажа. Видимо, кто-то из «диких» туристов соорудил эту инсталляцию, которую я случайно заметил. Мне показалось, что это фото подходит для обложки альбома. Кстати, идея песни «Джунгли возьмут свое» как раз и родилась в этом месте, где живая природа вытеснила цивилизацию, а источник так называемой информации – телевизор – выглядит нелепо.

— Где взяты деньги для альбома?
— Михаил Борзыкин: Впервые в истории группы диск был записан благодаря краудфандингу. Проект, запущенный на сайте Planeta.ru в конце 2015 года, получил поддержку поклонников «Телевизора», и группа приступила к работе над пластинкой. 1 августа 2016 года всем акционерам альбома была выслана  цифровая версия «ИхТИОЗАВРА».
Хочу еще раз выразить благодарность тем любителям группы «Телевизор», которые приняли участие в проекте на «Планета.ру» и помогли нам сесть и записать этот альбом, и надеюсь, он не оставит их равнодушными.

Также мы попросили Михаила рассказать о песнях из альбома, о том, как они появились и чему посвящены.
•    «Просто быть никем»
Я работал над этой песней зимой, в Таиланде, на острове. Благодаря погодным контрастам («А в России зима»), она и родилась. Мне удалось посмотреть на себя и свою страну издалека, избавиться от ярлыков, которые я сам на себя навесил, и просто побыть никем. Это дает некоторую степень свободы. В музыкальном плане я взял за основу звук английской электронной «новой волны» 1980-х, которую я очень люблю.
•    «А по берегам».
Идея этой песни родилась после путешествия на теплоходе из Москвы в Ярославль и обратно, куда я был приглашен Артемием Троицким по случаю его дня рождения. В музыке хотелось передать ощущение легкости бытия, которое я испытал во время этого плавания.
•    «Красный снег»
Песня была написана в те годы, когда группа «Телевизор»  и я лично участвовали в многочисленных оппозиционных концертах и митингах. Эта песня – предупреждение властям, о том, что за любые репрессии придется отвечать. Музыкально она многостилевая: в ней есть элементы индастриала и хардкора,  а на голосе я использовал дисторшн. Мне показалось, что это оптимальный звук для того, чтобы передать тревогу за наше будущее.
•    «Джунгли возьмут свое»
Это одна из тех песен «Телевизора», в которых присутствует позитивный, жизнеутверждающий месседж. Потому что, так или иначе, истина, в космическом смысле, рано или поздно возьмёт свое.  Музыкально я решил сделать эту композицию гибридной: соединить «новую волну» 80-х и регги.
•    «Хороводоворот»
Началось все с того, у меня в голове сплелись два слова – «хоровод» и «водоворот», и я понял, что получилось объемное, глубокое слово, которое, как мне показалось, отражает некую тщетность человеческих стараний, и я попытался пофилософствовать на эту тему. Что касается музыки, то я подумал, что она должна быть космически-холодная. Опыт создания таких песен уже был, и я использовал глухие барабаны, «пустую» аранжировку, холодные тембры для создания атмосферы».
•    «Партия божьей росы»
Эта ироничная песня была написана по следам многочисленных интервью наших рок-деятелей и выступлений представителей нашей политической элиты, как ответ на тот бред, которым они оправдывали свою беспринципность и свою вялую гражданскую позицию. Эти люди, независимо от их принадлежности к политическим партиям, все для меня объединились в единую Партию божьей росы. Люди с повадками напёрсточников, патологические лгуны, которые всегда найдут способ притвориться белыми и пушистыми в любой ситуации. Получился разухабистый традиционный вальсок. В каком-то смысле это еще и пародия на некоторых музыкантов, которые любят использовать как банальные объяснения своего страха, так и банальные аранжировки в своих песнях».
•    «Истерика свиноматок»
Песня появилась на фоне размышлений о том, что же может стать катализатором следующей революции и заставить русский народ проснуться. Стилистически композиция делится на две части: электро-гранж и регги.
•    «Последний стакан воды»
Это пафосный и одновременно ироничный ответ банальности, с которой я очень часто встречаюсь: многие люди заводят детей, чтобы было кому принести последний стакан воды. И мне показалось, что нужно обязательно над этим посмеяться. Песня  специально исполнена как залихватский марш, прославляющий довольно распространенную житейскую религию.
•    «Безумный тунец»
Когда я плавал с маской и трубкой в Индийском океане, внезапно ко мне приблизилась большая любопытная рыба, очень похожая на тунца. И мне показалось, что она действительно хотела что-то мне сказать. Эта встреча превратилась в песню. В ней смешано как минимум два жанра – тяжелые, роковые припевы соседствуют с легкими, «летящими» куплетами».
•    «Ты прости нас»
Песня появилась в 2015 году как результат глубоких переживаний по поводу украинских событий, за которыми я следил, начиная с Майдана, как итог работы с информацией об этих событиях и живых диалогов с моими друзьями из Украины. Это мой взгляд, и он не обязан нравиться всем.
С точки зрения музыки «Ты прости нас» – это баллада, грустная, с акустическим звучанием. Здесь я решил не экспериментировать, просто хотелось, чтобы эта песня была лирическая, тихая, но пронзительная.
•    «Не считая попугаев»
Эта песня тоже появилась после путешествий в теплые страны, где под водой много всякой живности. Но песня, конечно, не о рыбках, а о нашей жизни, это такая метафора. Сначала родилась фраза «две барракуды и черепашка», которых я действительно увидел однажды утром. Для этой песни мне показалась подходящей ретро-стилистика 40-х – 50-х годов. Таких песен у «Телевизора»,  вроде бы, еще не было.
•    «Остров»
Песня появилась на острове, под шелест пальм. И здесь  без обобщений не обошлось, поэтому она, наверное, про самоощущение человека в окружающем мире. В музыке использован  вариант стилизованного электронного регги с тропическим настроением».
•    «Ихтиозавр»
Когда долго плаваешь в море, возникает ощущение, что ты и не человек вовсе. Удовольствие от нахождения в среде, которая когда-то была для нас естественной, и побудило написать эту песню. В музыкальном плане я постарался сделать так, чтобы все в ней дышало океаном».
В этой композиции использованы «песни» настоящих китов. Некоторые настолько хорошо вписались в аранжировку, что кажется, будто киты попадают в ноты. А часть сигналов, которые эти животные подают друг другу, человеческое ухо не способно различить. Эти звуки в «ИхТИОЗАВРЕ» можно обнаружить только при помощи компьютерной программы. И если вы их слышите, значит, вы – кит.