«Гражданская оборона» «Апельсин. Электричество» (2DVD, Выргород, 2015)

Видео из «Апельсина» воспринимается как единый глоток энергии, без пауз — и эмоциональных, и образных. «Весело и страшно», вот уж точно. Это большой, этапный концерт, сыгранный с мощным звуком.

 

Альбом, начиная со стартового меню и заканчивая пёстрым психоделом оформления, демонстрирует внутренние противоречия – и группы, и жанра. Например, ярко-психоделический дизайн, если его воспринимать вместе с песнями, становится даже страшен. Но вот так завёрнуто, нелинейно и кроваво-празднично были устроены мысли Егора Летова. Впечатляет эпицентр концерта, который, как представляется приходится на песни «Собаки», «Наваждение», «Всё Как У Людей», сыгранные подряд. «Дурачок» прозвучал как концертный хит, но тут отдадим предпочтение альбомному варианту. Запомнилась «Винтовка — это праздник», вызывающая ликование по обе стороны экрана.
В трек-листе материал, который любой фанат напоёт в любое время дня и ночи —  «Попс», «Насрать На Моё Лицо», «Долгая Счастливая Жизнь», «Офелия», «Любо», «Мышеловка». Группа играет и две новые тогда песни – «Сияние» и «Слава психонавтам». Но фоне нынешней суеты, которую выдают за политику и протест, очень заметно, что в песнях ГО нет фамилий, явок, расследований, но песни неизменно оказываются социальным актом и поступком. И всё это почти физически ощущается, играет на эмоциях, как на расстроенной любимой гитаре. Лозунгов, причём, хватает и философии тоже достаточно.
Фильм компенсирует статичность группы при помощи «современного» клипового монтажа, даже если он вынужденно оказывается в противоречии с песнями, которые тоже иногда предлагают мелькание образов, но продиктованное содержанием, а не модной технологией. При этом группе, конечно, были по плечу залы и побольше, период у ГО был тогда совершенно стадионный.
В одном из интервью после концерта «Гражданская оборона» звучит через запятую с Пелагеей, такое тоже было. «Единственная группа в России, играющая психоделическую музыку!» — уверяют зрители. Взгляд, конечно, пристрастный, но не случайный. «Тексты красивые!», «Первые альбомы гораздо лучше» — добавляют опрошенные и тут же, перед камерой, начинают спорить. Музыканты же, тем временем, позитивно бухают в гримёрке, а что им ещё делать. Ещё из слов, сказанных публикой: «Я не понимал смысла песен, но я взрослел…», или «Музыка добрая, хорошая живая…», «…единственная рок-группа в России, которая осталась!», или даже «Можно понять Россию…»
В музыкальной эрудиции, информированности, запредельной образности поэзии Летова нет сомнений. Сомнения вызывают оставленные за кадром толпы гопников. Обострённо вежливая публика в фильме — на бонусном DVD — даже смущает, она в реальности не такая. Удивимся разнообразию человеческому по обе стороны рампы. Егор Летов умер через два года после того концерта, он успел доработать запись, сделать пересведение и оформление. Теперь можно вспоминать вечер в «Апельсине» и пробовать немного понять время и судьбу – людей, жанра и контркультуры. Такой это альбом – многообразный и противоречивый.