Телевизор «Ихтиозавр» (Геометрия, 2016)

История про то, как правильный краудфандинг порой творит рок-историю.

Многие наши артисты флиртовали с «новой волной». Но капризная дама, как правило, оставляла их с носом. Пожалуй, лишь бессменный фронтмен «Телевизора» Михаил Борзыкин все же сумел приручить ее. И, как истинный джентльмен, остался верен ей и в наши непростые времена. Вот и новый его альбом с палеозоологическим названием  — настоящий гимн стилю. После выхода успешного и зрелого альбома «Дежавю», музыкант решил не останавливаться на достигнутом, и, как у него водится, в очередной раз найти что-то новое в пряном кубке глинтвейна нью-вейва. Во-первых,  он объявил краудфандинг (всенародный сбор средств на запись альбома), а во-вторых, писать решил дома, в обычной квартире. На зависть и ужас соседей. И преуспел в обеих категориях. То есть, и баблос собрал, и качества правильного достиг.
Саунд «Ихтиозавра» прозрачен и жесток одновременно. И, несмотря на преданность жанру 80-х, абсолютно современен. Сам артист про название говорит так: «Есть такое устойчивое журналистское определение для пожилых рокеров — «динозавр рок-н-ролла». А мне всегда хотелось быть кем-то вроде ихтиозавра. С детства, после просмотра фильма «Человек-амфибия», я мечтал о свободном плавании под водой. На суше нас угнетает сила тяжести, а под водой можно быть легким и независимым, как учил Жванецкий». Хорошо излагает, мэтр! Да и играет не хуже.
Есть и еще трактовки имени пластинки. «Ихтиозавр» —  понятие обширное: дословно переводится «водный ящер». Все равно что сказать рыба. И было их великое множество – около тысячи видов. Размерами от плотвы до левиафана. Общим у них было то, что они все были живородящими. Борзыкин тоже родил свое детище буквально живьем. «Ты-то знаешь – никакого бога нет, врали майя – не закончится свет»  — это звонкий и вязкий  «Красный свет». Жалко, на обложке телевизор присутствует, а ящера нет.
 Но начинается все буквально новой классикой.  Разрешите немного побыть Вангой и предсказать маршу «Просто быть никем» светлое будущее.  Кстати,   Михаил написал  его в богоспасаемом Таиланде. Ох, как я его понимаю! Хотя вещь хардовая, а королевство это полуэкваториальное располагает  к релаксу, к творческих личностей включается обратный процесс. Созидания! Поэзии! Нот! «И бурлит Бангкок, и дрожит Мумбай, И проснулся Каир, Мубарек гуд бай. А в России зима, Все по домам, Унылая тьма – Это лучшее место, Чтобы сойти с ума». И хоть Мубарек, Каир и Мумбай немного из другой оперы, но поэту, через сердце которого, как известно, прошла трещина треснувшего мира
Но жестью единой жив человек.  «А по берегам» — меланхолия и нежность. С акустической гитарой. «Хороводоворот» — ирония и футуризм, «Безумный тунец» — правильно, нужная всем шизофрения. Вообще, с метальными завихрениями у главного телевизионщика все в порядке. «Партия божьей росы», «Истерика свиноматок», «Безумный тунец» и «Не считая попугаев». А вот за душу особенно схватила пульсирующая кантата «Ты прости нас». Потрясает бас, драм-луп, внезапно затейливую мелодию вокала и сэмплерные вспышки. Кода «Остров» тоже хороша – опять-таки тропическая тема. И традиционно – страшненькая, несмотря на стеклянность гитары.
Что в итоге? Крауд-фандинг рулит. Если в итоге денстредства не пропиваются, не спускаются на срамных девок и одноруких бандитов, а вкладываются в историю. Михаил собрал даже больше, чем было нужно, и не разочаровал меломанов. Одна из лучших их пластинок. Хотя, кто-то может и возразить. А «Джунгли возьмут свое» — еще одно характерное название песни.