Народный авангард

Летом 2016 года в Центральной Городской библиотеке им А.С. Пушкина г. Симферполя проходила вторая персональная выставка крымского художника-графика Тимура Лобжанидзе. На выставке представлены работы в жанре «визуальная поэзия», графика, книжная иллюстрация, карикатура.

 О том, что собой представляет жанр «визуальная поэзия», а также с концепциями некоторых произведений, представленных на выставке, можно ознакомиться в цикле моих статей «Визуальная и авангардная поэзия – биологический вид творчества». В качестве же характеристики творчества представленного автора и по итогам совместной работы по созданию визуальной поэзии и иллюстраций к книгам крымских поэтов и писателей, была написана новая глава большой исследовательской работы по направлению «Визуальная и авангардная поэзия: история и современные проявления». Отрывками из главы о практике визуализации хочется поделиться с заинтересованными читателями.

Практика поэтической визуализации: обложка поэтической книги, поэтическая иллюстрация, афиша, логотип

Практически в полной мере образцами визуальной поэзии (поэтической визуализации) можно считать обложки поэтических и прозаических книг и иллюстрации к ним. По опыту совместной работы с художником-графиком, иллюстратором книг Тимуром Лобжанидзе, могу отметить, что создание концепции обложки (иногда ее предлагает автор, иногда полагается на усмотрение художника) сходно в своих социопсихологических чертах (интуитивность, погружение, врожденные идеи и пласты эрудиций, тенденции коллективного бессознательного и т.п. – с целью передачи глубинной мысли и усиления воздействия от визуально-текстового восприятия обложки читателем) – очень существенно – с процессом создания произведения визуальной или авангардной поэзии.

Можно отметить ряд особенностей именно в создании обложки. В большинстве своем авторы предпочитают видеть на ней человека («ТРАНС[крым]ЦИЯ» Марины Матвеевой, «Чаша Памяти» Любови Сивельниковой, «Хомо Лингвистикус» Алисы Куликовой и др.) или нескольких людей. Нередко для подчеркивания нестандартности авторского мышления хотят видеть на обложке нечто абсурдное, в духе «пространственно-временного опрокидывания», связанного с сюжетом либо идеей книги, а то и не связанного вовсе. Можно отметить, что обложки с чисто абстрактными изображениями (при отсутствии людей, животных и вообще чего-то живого), а также безыллюстративные обложки привлекают меньшее внимание, «не цепляют», не вызывают желания дольше держать книгу в руках и т.п. Обложка должна быть наполнена «биением жизни».
Внутренние иллюстрации книг также вызывают предпочтение в том случае, если степень абстрактности в них приведена в равновесие. Иллюстрации старого образца, просто отражающие события, стали скучны современному читателю века фотографии, видео и кино. Но и очень усложненные, вычурные картинки не обладают притягательностью. Гармония, мой взгляд, заключается в том, что в приближенном к реалиям изображении должна присутствовать некоторая степень абсурда. Хорошо смотрятся в этом случае произведения визуальной поэзии (изображение с короткой подписью – частью текста книги, так или иначе «вплетенной», «вмонтированной» в рисунок). В таком формате Т. Лобжанидзе иллюстрирована моя книга «Турозавриада – Крымский эпос», практически все рисунки из которой могут считаться самостоятельными, независимыми от книги, произведениями визуальной поэзии. Что и подтверждается участием этих произведений в выставках и лекциях «вне книги» – их самостоятельной культурологической значимостью. 

Тимур Лобжанидзе

Отдельным – хотя и во многом сходным с поэтической обложкой и иллюстрацией – образцом визуально-поэтического творчества можно считать также афиши поэтических выступлений (подвид – «аватары» для поэтических мероприятий, групп, создаваемых для рассылки в социальных сетях). Далеко не всегда поэту для этого достаточно воспользоваться картинками, имеющимися в Интернете. Можно создать собственный аватар-афишу, отражающий суть, концепт творческого вечера, концерта, перформанса и т.п. Такая «какртинка» может также стать впоследствии самостоятельным произведением визуальной или изопоэзии. Пример: афиша творческого вечера М. Матвеевой и М. Митько «Сову на глобус», ныне фигурирующая в качестве картины. Глобус символизирует геополитику, сова, сидящая на нем, – мудрость и вечность. Ее доминирующее положение означает, что концептом данной творческой встречи является авторское мышление «выше политики», с углублением в «вечные вопросы» и мудрость веков.

Сюда же можно отнести логотипы творческих фестивалей. К примеру, фестиваля «Сирин-Тавр». На логотипе изображен кентавр с головой и верхней частью тела птицы Сирин (с картины «Васнецова»). Архетипический смысл этого сочетания многослоен: гармония мужского и женского начала, телесности (конь) и духовности (птица, крылья), а также концентрированность на Крыме (тавр, Таврида, Таврика). Виден здесь как практический, так и глубинно-абстрактный, чисто поэтический подход.

И все же, истинная поэзия – и обычная, и авангардная, и визуальная – это отход от практицизма, обыденных потребностей, выход за пределы реальности: хоть вширь, хоть вглубь, хоть ввысь. Можно даже в «низь», но чтобы и это было искусством. Именно в этом ее ценность.

Отдельному рассмотрению в практике графической визуализации и в творчестве рассматриваемого художника подлежит жанр «карикатура». Особое внимание крымчан заслужили карикатуры времен «Крымской весны» на тему событий в Крыму и Украине, созданные автором в процессе службы в СПНО в марте-мае 2014 года. Первая персональная выставка, посвященная непосредственно этим работам проходила в марте мае нынешнего года в Приемной Д. Медведева в Симферополе (приурочена ко 2-й годовщине Возвращения Крыма)
Настоящая выставка в библиотеке Пушкина носила внеполитический характер, призвана была отразить все грани творчества автора. Однако на выставке можно было увидеть и ряд работ серии «Крымская весна». Также жанром «карикатура» представлены иллюстрации к книге крымского поэта Владимира Клермона-Вильямса «Антология маразма, или Крымский стеб» (пародии на крымских поэтов, иллюстрированные, соответственно, ироническими рисунками на неоднозначную тему «Писатели и поэты»).

Еще одна книга, широкий иллюстративный ряд к которой представлен на выставке – «Турозавриада – Крымский эпос» (авторства М. Матвеевой и Т. Лобжанидзе). Каждый из героев этой философской фэнтези-поэмы являет собой некий символ проявления человеческой личности, души, характера. Чаще всего, личности творческой. Любимый герой – «Астралопитек» – подробно охарактеризован в статье «Поэзия «астралопитеков» – первой главе цикла статей о визуальной и авангардной поэзии – как символ врожденной идеи, неосознаваемой разумом. «Андерталец» – герой, который очень переживает о том, что ученые пишут его имя с частицей Не – как будто его нет. Это символ поиска себя в стереотипном мире, отрицающем личность и индивидуальность. Еще один мотив поиска себя отражён в картине «Карта-Мумовод». Это карта-скрижаль, путь на которой абсолютно непонятен и заводит в тупик, но идти все равно нужно по ней, ибо «А по мне вы не пойдете – так и с места на сойдёте». Символ безвыходной ситуации, из которой выход может быть найден только при помощи очень нестандартного – крымского – мышления.

…Хочить Карта свесть со свету
Нас и завестить во тьму
Чрез Великое Муму.

А Муму, дебилу ясно,
Ведь уму-то неподвластно, –
Нам, умнягам, не понять.
Значить, надо раступлять –

Размумлять – посредством тупи
В форме муми. Энто влупит,
Ежли б кто-то потупил
Изо всех мумозных сил.

Или, в переводе на язык классики, «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить». Хотя в данном случае, понятно, речь идет о Крыме и «крымскости». Ну, так Крым еще сложнее понять умом, чем Россию. Только вот так как-то.


Этот рисунок – самый популярный у молодежи. Когда я читала лекцию о визуальной поэзии на молодежных творческих фестивалях и форумах, это произведение больше всего заинтересовывало студентов, которые находятся на распутье: куда идти, как дальше строить свою жизнь, – решают проблему выбора. Также во время Крымских событий этот рисунок был опубликован в журнале «Брега Тавриды», символизируя Крым на распутье. Еще одно абстрактное понятие зашифровано в образе Эсфирь – прекрасной богини любви и красоты, которую вживую никто никогда не видел, она является только в скайпе на ноутбуке. Это символ первозданной природной красоты, непостижимой умом и невозможной к какому-либо практическому использованию. Ее нельзя понять, нельзя потрогать и так далее. Над ней нельзя даже думать вообще. Подпись на картине: «Вам вникать в меня не след – лишь смотреть, как на балет». В переводе на язык советских мультиков: «Ее не едят. Ею любуются». Также можно увидеть в экспозиции такие символические образы, как «Турозавр», «Качок-шмурдячок», «Котофея», «Палео-ЛИТ» и др. Целой подборкой рисунков представлен центровой персонаж книги – Великий Аммонит. Это огромная окаменелая раковина аммонита, обретающаяся в крымском лесу и являющаяся Великим Гуру, который просвещает людей, зверей и сущностей, стягивающихся поклониться ему со всего света. Однако о людях, которых он учит жизни, Аммонит с иронией говорит:

Человек тут любит гуру,
Будто сам такая дура,
Что пока не просветишь, –
В голове полнейший шиш.

 

Увы, иной раз создается впечатление, что в нашем обществе это действительно так. В конце концов, устав от своих «учеников», Аммонит перестает вещать и вообще замолкает. И люди – рядом с ним и на фоне его – уже сами пытаются понять, что им надо. Происходит, понятное дело, всякое. Ибо нашему человеку, увы, без драки, войны и «разборок» ни до чего в простоте душевной не дойти. Подборка рисунков, выстроенная в гармоничную закольцованную композицию на отдельной стене читального зала библиотеки, визуально повествует о различных событиях, происходивших рядом с безмолвным Гуру-Аммонитом, и о том, что из этого всего вышло.

Становится ясно, что визуальная поэзия не слишком-то понятна без непосредственного участия поэтов-художников, которые могли бы объяснить, что они вложили в то или иное изображение. С другой стороны, авангардно-визуальное творчество предполагает сотворчество с автором и возможность интерпретации текста или изображения каждым читателем и зрителем по-своему. А значит, многомерность этого искусства – и творчества как такового. А судя по живому и веселому интересу, проявленному организаторами и гостями выставки к рисункам представленного автора (вполне возможно, именно к их простому и доброму юмору, безо всякой символики и концептов – каждый здесь найдет своё!), точнее всего авторский жанр этого крымского художника Т. Лобжанидзе может быть охарактеризован как «народный авангард».