Михаил Борзыкин «Перекресток» (Геометрия, CD/DVD, 2002/2016)

Однажды главный бард  русского нью-вейва остался один на один с клавишами и настороженной публикой. И что из этого вышло.

Электроакустический альбом вечно-бодрого (хоть и со знаком минус) питерского барона всея «Телевизора» (имеется в виду коллекция CD груцппы), стал итогом и квинтэссенцией его выступления в культовом клубе «Перекресток». Это место специфическое, вовсе даже и не клуб, а Театр песни «Перекресток» Виктора Луферова. Там побывало немало замечательных артистов разных жанров, но такого бардовсое убежище ещё не видело. Когда синтезатор KORG 01/W FD оказался на сцене, многие зрители удивленно вскинули брови. А когда стоящий за ним человек запел… А Михаил деловито решил пройтись по всем, на то время, альбомам «Телевизора».
«Цветные сны», что с «Шествия рыб» –  ох, и вставляет.  Звучный до пронзительности электророяль  джазово-модернисткие клавиши, редкие вкусные диссонансы неожиданно романтический вокал. Короче, есть, с чего начать. И как не упомянуть отличный саунд.  Нередко и в студиях  сплошное брр-мм-бум-бум, но чтобы живьем и вот так!. «И пускай за моим фоно – я и снег/Черно-белые клавиши ждут весны/И пускай не хватает красок в этом сне/Я еще не забыл цветные сны». И правда, цветного в этом гимне меланхолии только название.
Очень достойна внимания не включенная  в каноническое издание 2002-го «Муха-блюз» (справедливо обозначенная как bonus-track); конечно,  блюз относительный. Скорее готический вальс. Порхая от шепота до фальцета, Михаил легко ловит ритмический подклад. Другой bonus-track,  появившийся только на «геометрическом» издании, это «Ушла из дома». То резковатый, то нарочито размазанный по душе электрик-буги с обертонами ныне живого Игги Попа и покойного Дэвида Боуи. «А белая ночь плескалась парным молоком/Лежала на крыше, ласкала бетон./Ей было так просто, так легко/ Уходить, и не знать, что будет потом».
Самолюбование исполнителя зашкаливает. Но ему можно. Что еще выделить? «Мандариновый снег» – раздумчиво-шероховатый   финал с «Мегамизантропа», на «Перекрестке» становится еще более эгоцентричным. «Листик»  – макабрическая баллада; клавиши умело имитируют акустическую гитару. Отдельно хотелось бы  упомянуть  «волновой» фанк «Сыт по горло» с безумно энергетийной пластинки 87-го «Музыка для мертвых». Собственно  с нее и началась симпатия автора к этим советским Cabaret Voltaire. Тогда было больше истерии и эпатажа, в варианте «Перекрестка» – мудрость, нарциссизм и, как говорил Шопенгауэр, «мировая скорбь». Ну а замыкает «Перекресток», что логично,  культовая «С вами говорит телевизор».
Пора переходить к DVD «Электроакустика» – весьма некороткому, свыше двух часов визуализации, опусу. Снято все это было  в Театре песни «Перекресток» (естественно!)  в том же 2001-м. Съемки из архивов Песаха Штепера, Михаила Чертока, Алексея Лушникова. Блаженны те, кто, порой без всяких определенных надежд, бережно хранят творения прошлого.  А чтобы оно соответствовало вкусам настоящего, нужны отдельные, специально обученные люди, вроде Дмитрия Гаврилова (авторингинг) и  Евгения Гапеева (мастеринг). Смотреть не менее интересно, чем слушать. Тем более, что есть еще одна интересная деталь: восстановлен оригинальный порядок песен того самого концерта. Качество для полулюбительской съемки вполне удовлетворительное.
Вторая часть «Электроакустики» – фрагменты  передачи “Синие страницы. Ночной разговор” с  5-го канала.  Собственно, это задушевный разговор Борзыкина с ведущим Алексеем Лушниковым плюс несколько песен Михаила. Борзыкин временами дает Наполеона, но в целом мил и убедителен. И, разумеется, не имеет ничего общего с косноязычными рокерами с горящими глазами и провинциальным акцентом, которых у нас, увы, большинство. Отчасти, его можно понять: передача случилась уже после выхода первого варианта «Перекрестка», артист этим фактом был весьма горд. Это заметно.
И, традиционно, дизайн и буклет. Внешне – стандартный черно-красный квадрат. Внутри масса всего, много архивных фотографий. Уже пятнадцать лет назад Михаил Борзыкин, изощренно терзая KORG 01/W FD, понял, что, в принципе, может работать  и в гордом одиночестве.  Его недавний альбом «ИхТИОЗАВР» – крепкое тому подтверждение. Издательство «ГЕОМЕТРИЯ» альбомом «Перекрёсток» завершает выпуск бэк-каталога команды, но теперь, возможно, придется начать  новую серию.

Tags:

Comments are closed

Архивы