Те, кто записывает джаз то в элитарное, то в архаичное искусство неправы. Во всём мире импровизационную музыку слушают обычные люди и воспринимают её, как неотъемлемую часть звуковой вселенной. Но джазовая звезда не всегда медийная фигура, их любит своя – нишевая публика. Мы же любим именно такую публику.
Так кого считать «настоящими» звёздами – теле-бездарностей, гениев из подвалов или еще кого-то? Это – тема – и образования, и интеллекта публики, и того, зачем вообще нужны СМИ. Звёзды джаза же, тем временем, чаще мелькают в международных аэропортах, чем в отечественных медиа. Немного исправляем эту глупость.
Igor Butman / Oleg Akkuratov «Golden Sunray» (Butman Music, 2016)
Квартет Бутмана и вокалист/пианист Олег Аккуратов исполняют современный эстрадный джаз с незамутненным, классическим пониманием стиля, инструментальным талантом и запасом творческого позитива. Начавшись с духоподъёмного дуэта вокала и контрабаса, «Golden Sunray» задаёт настроение вечера, романтики, отдыха. Трек-лист – коллекция хитов, в которой все мелодии звучат, как родные и знакомые с детства. Альбом был записан во время американских гастролей, следствием его «происхождения» становится и несколько странное отношение к выходной информации, которой иногда просто нет. Остаётся гадать по названиям, и ещё хорошо, когда звучит «Caravan», а вот с «Those Were The Days» и с «Blues Barynya» могут возникать разные вопросы. Очевидно, что этот репертуар и игрался на концертах – джаз не примитивный, но и не сложный, не авангард, но и не смуф. В следующий приезд музыкантов в Штаты продажи этому диску обеспечены.
Аккуратов – музыкант ровный, «правильный». Его фортепиано создаёт настроение лёгкости и классичности, словно унаследованные от Эрролла Гарднера. Бутман же склонен к просветлённым шалостям. Музыканты, которых он выбирает для сотрудничества, близки к мейнстриму, к понятной, интернациональной эстетике. Он помогает молодым, это идеальная позиция для звезды жанра. «Golden Sunray» же хочется определить, как стильный, но небезупречно выпущеный релиз.
Alex Sipiagin «New Path-2» (Butman Music, 2016)
Чудесный альбом, в котором труба и голос ведут разговор о новостях и веяниях в импровизационной музыке и им есть что сказать. Они неординарны и не скрывают своих пристрастий. Алекс Сипягин – американский трубач русского происхождения, имеющий три премии «Грэмми». В старом фильме про него сказали бы – по происхождению он тутошний, а по уровню работы – тамошний. Альбом записан с международным составом, в который вошли: двухкратный лауреат «Грэмми» контрабасист Борис Козлов и виртуозы из тусовки, неоднократно записывавшиеся с Сипягиным – пианист Миша Цыганов, и барабанщик Дональд Эдвардс.
Сипягин легко отдаёт значительную часть звуковой территории альбома певице из Голландии Хиске Оостервийк, звонкой и разнообразной. У неё можно найти пересечения с Флорой Пурим, но Хиске, оставаясь в близкой, «пляжной» эстетике, улетает при этом от стандартных приёмов весьма далеко. Представляется, что и молодой Чик Кориа одобрил бы эту запись. Она непроста, лихости в ней нет, вокальные поиски гуляют по границе мелодичности и импровизационности, но она нервна и взволнована. Отметим, что это «середина пути», уже готово продолжение «Русского проекта» Сипягина – «New Path-3».
Odyssey Bogussevich, Armen Merabov «One Day» (ArtBeat Music, 2014)
Раскованная, богато нюансированная запись, сделанная клавишниками Одиссеем Богусевичем и Арменом Мерабовым – лидером популярного джаз-ансамбля «Мирайф». Альбом иногда заставляет вспомнить эстрадные экзерсисы типа «Марек и Вацек», но у Богусевича/Мерабова получается качественно другая музыка. Насыщенный, почти оркестровый звук и взрывной талант формируют наджанровую музыку с романтичным настроением. Она звучит как дыхание, как поток звука, воды, жизни.
«Музыкальный стиль – между фанк-фьюжном и свингом, фольклорным эскападом и бопом, Тином Пан Алле (так гласит один текст об альбоме – тут смайл) и авангардом; он смешивает консерваторскую отточенность с внутренними импровизациями». Отметить также и некоторые названия, передающие настроение альбома – от «Камаринской» и «Цфасманиады» до сосредоточенно романтичной пьесы «Пьяццоллина». «One Day» – звонкий диалог электронных и акустических клавиш – переходит чуть ли не в диксиленд, а временами становится медитативной импровизационной игрой стилей и тембров.
Odyssey Trio «Pictures» (ArtBeat Music, 2014)
Альбом «Картинки» записан живьём на Мосфильме. В составе Odyssey Trio: Одиссей Богусевич– рояль; Юрий Галкин – контрабас; Петр Талалай – ударные. Прекрасно звучит стартовая «The Song of a Song», она напомнила торжественностью Вангелиса. Затем идёт «Good Morning», она соответствует своему названию – это царство позитива. Потом – неспешная, даже чинная «Карусель», милая «Просто песня» и не просто лихая, а скорее даже игривая, с настроением эдакого “специального” русского сёрфа, композиция «На тройке». Альбом уверенно удерживает равновесие между отдыхом и движением, чувством и разумом, джазом и эстрадой.
Comments are closed