Писатель Сергей Барановский выпустил новую книгу «Стобой и Бестебя» с подзаголовком «Дневники народного нанайского поэта Хуэнгри Макатовича Долбикова». Подзаголовок означает то, что на сей раз Сергей решил выступить перед читателем в роли нанайского поэта, ведущего своего рода дневники наблюдений за окружающим миром. Наблюдения эти изложены в форме афоризмов, коротеньких (на полстранички) эссе и житейских советов.
Самого себя нанайский поэт представляет читателю следующим образом:
«Я – ХАЭМДЭ́. Явился на свет в тайге, на берегу Амура. Нанаец. Старинное название — гольд. Люблю смотреть на небо, воду, огонь и думать – думать, а мысли записывать в тетрадь. Звери, деревья и травы — мои друзья. Лесные тропы — мои дороги. Можно называть меня ХМД. Или Ху де До. Или просто Ху. Но можно и не называть вовсе».
Действительно, лирический герой книги смотрит на мир отстранённо и раздумчиво. Он скорее похож на охотника, долго наблюдающего за добычей, чтобы сделать один-единственный выстрел и попасть точно в цель. Даже и само оформление записей – заголовок и одна строка на целую страницу – выглядят как след от пули. Среди записей есть афоризмы (или, как автор их называет, «нанаизмы»):
О СВЕТЕ И ПОКОЕ. Ненависти нет — есть зависть и страх.
Мрачноватые наблюдения за природой.
О ТОМ, КАК Я НАБЛЮДАЛ ЗА БЕЛКОЙ, КОГДА ОНА РАЗОРЯЛА ГНЕЗДО МАЛИНОВКИ, И ПРИШЁЛ К ВЫВОДУ, ЧТО ВЕШНОСТЬ ОЧЕНЬ ОБМАНЧИВА. Вчера наблюдал за белкой. Она разоряла гнездо лесной птахи малиновки. Разбивала яички и как по¬следняя тварь, громко чавкая, выедала содержимое. А ведь прыгала так невинно. Рыженькая. И хвостик у неё милый такой.
Полезные нанайские советы.
НЕ СОЖАЛЕЙ. Никогда не сожалей о прошлом. Это как не любить дитя, родившегося в неудачном браке.
Отдельная глава книги под названием «шуршали фам» посвящена размышлениям о любви, а также советам о том, как достойно вести себя в любовных отношениях.
О ТОМ, ЧТО АЛЬБЕРТ ЭНШТЕЙН БЫЛ ПРАВ. Нельзя любить сейчас или любить долго. Можно любить только вечно. Даже если не долго.
Или же
О ТОМ, ЧТО НАДО ДЕРЖАТЬ СЕБЯ В РУКАХ. Женщины и птицы так красивы, что хочется плакать.
Важно отметить, что тексты удачно иллюстрированы чёрно-белой графикой художника Анны Вегман, благодаря чему книга напоминает те эксперименты в оформлении, что так любили футуристы и авангардисты. Когда текст и рисунки создают единое и гармоничное художественное целое, усиливая и дополняя друг друга. Поэтому читать/смотреть книгу «Стобой и бестебя» лучше, конечно, в бумажном варианте, так создаётся более целостное впечатление, лучше виден авторский замысел.
“Тем ты опаснее, чем менее предсказуем”
Хуэнгри Долбиков
В оформлении использованы иллюстрации Анны Вегман.
Comments are closed