Полина Осетинская, фортепиано. Пётр Чайковский. «Детский альбом», соч. 39, «Времена года», соч. 37a (Мелодия)

Это свежая запись, 2016 года, и в этом есть особая ценность и острая актуальность. Современный российский музыкант выпустил новый альбом на старейшем отечественном лейбле “Мелодия” – последние десятилетия это бывает нечасто, а хочется, чтобы было нормой.

 

«Времена года» и «Детский альбом» – культовые циклы Петра Ильича Чайковского. Картинный «Детский альбом», и правда, детский – по образам, сюжетам, но он с удовольствием исполняется взрослыми музыкантами. Романтичные, меланхолично красивые и серьёзные «картины природы» – «Времена года» – с противоположной стороны эмоций и чувств. Каждый цикл включает  мелодии, которые узнает даже бытовое сознание – «Баркаролу», например.
Что может быть позитивней, чем «Неаполитанская песня», что может звучать печальный, чем «Похороны куклы», но потом звучит «Вальс» и можно – раз-два-три – двигаться дальше. «Детский альбом» – большое путешествие по детской комнате – а потом и по странам мира, и по настроениям людей. «Игривость» подаётся степенно,  можно сказать аккуратно. Цикл будто любуется собой, как в зеркале, в отражении таланта пианистки – «вот я какой, нарядный и прекрасный». И это так по-детски, да.
Переход между циклами заметен, это не переход из детской в гостинную, а подъём в таинственный мезонин взрослых мыслей …а теперь пойдёмте в парк! «Времена года» – естественнее, расслабленнее, деликатнее. «Детский альбом» же как бы приподнимается над собой, звучит даже парадоксально волшебнее, театральнее, контрастнее, чем «Времена года». Но эти произведения написаны примерно в одно время и диск даёт понять, что циклы имеют один корень, они созданы одной эпохой и одним эстетическим миром.
Вдумчивость, осмысленность оказываются главными качествами музыкального языка. Демонстрируя, насколько разной может быть музыка Чайковского, диск продолжает и актуальный разговор о цели и смысле академической музыки, и о том, насколько широким был в ту эпоху эмоциональный и гуманитарный диапазон общения – и с детьми, и не только с детьми. И что такое вообще – музыка, к которой прибавляется определение «детская»? Мульт-цивилизация ежедневно демонстрирует свой ответ на этот вопрос. Осетинская показывает другую, альтернативную радугу эмоций и настроений.

{youtube}YEhX1Kz3bYE{/youtube}

Можно сравнить услышанное и с другими исполнениями этих произведений. «Детский альбом» – хоть вот со словно светящимся, ярким вариантом Александра Гольденвейзера или, судя по тиражу давнего мелодиевского винила, стоявшего на всех прилавках, эталонным – Якова Флиэра; «Времена года» – с воздушным – Владимира Ашкенази или с сосредоточенным – Михаила Плетнёва.
Академическая музыка говорит о простых и понятных вещах, вот, например, о детях или о временах года – ничего необычного, непонятного – для каждого. Кстати, пришёл в голову термин для мозгов, ориентированных на гаджеты и/или телевизор – фортепианные сериалы (смайл). Но музыка находит за очевидными словами и вещами реальное тепло и глубину. Исполняя с детства пьесы композитора, Осетинская, по собственному признанию, только сейчас пришла к осознанному, глубокому пониманию музыки Чайковского. Она объединяет полюса творчества знаменитого музыканта и, конкретно, эти произведения в один круг – времён, эстетик, чувств.

Tags:

Comments are closed

Архивы