«Подольск-87» (Геометрия, 8хCD, 2012)

Начинаем готовиться к юбилею Подольского фестиваля 1987 года – главному событию в истории нашей рок-музыки в этом году исполняется 30 лет. Для начала переслушаем уникальный релиз – восьмидисковый CD-комплект.

Долгое время этот фест был легендой и поводом для воспоминаний, а если вы там не были, то информацию можно было обнаружить только обрывочную. Но нашлись люди, которым это надоело и они выпустили свою любимую музыку сами, провели работу по поиску, сбору и реставрации исходных материалов и издали «Подольск-87» — и аудио и видео-записи. Сохранилось не всё. Но, честно говоря, когда этот релиз попадает в руки, сердце замирает. Наш рок-н-ролл, конечно, уже история, но никогда эта история ещё не была так ощутима и материальна.
«Подольск-87» — легендарный рок-фестиваль, «советский Вудсток», проведенный сотрудниками самиздатовских фэнзинов «Зомби» и «Урлайт» под «крышей» официального молодёжного журнала «Юность» 11-13 сентября 1987 года. В акции приняла участие 21 группа из 15 городов СССР — от Риги до Новосибирска.
Начинаем с аудио. В комплекте — восемь CD-дисков. Издание фактически является младшим братом, бонусом к роскошному видео-релизу, который мы ещё рассмотрим – в буквальном смысле — несколько позднее. Коробка с CD доступна отдельно, следовательно, и оценена она должна быть сама по себе. При этом, даже на сайте издателя нет детальной информации о событии, а сама коробка, будучи основательной и прочной, тем не менее, не содержит ни буклета (он в природе есть, но вложен в бокс с видео), ни достаточных данных на самих диджипаках. Зато имеются разные подходы к указанию информации – допустим, данные об авторах композиций могут оказаться в разных местах оформления. Есть и ещё мелочи, к которым, в плохом настроении, хочется придиратся — например, нет единообразия и в указании авторов композий. Но да ладно, это очевидно — не главное, будем слушать — по порядку.
CD 1. «Цемент» – рижская группа, прославившаяся оригинальным мощным хард-роком, а затем игравшая самобытный рок-шансон. Её подольский сет словно постепено «тяжелеет», а сюрреализм в текстах, тем временем, начинает казаться нормой. Блестящий рок-хит «Тундра» — одна из лучших вещей в истории нашего рока вообще и внезапные тяжёлые кавера знаменитых советских песен типа «Надежда» или «Лесорубы» буквально врубаются в память. «Жили бы мы в то время – мы тоже бы так пели» – говорит лидер банды Андрей Яхимович. Теперь очень хочется эти слова повторить. Во взгляде группы на реалии больше злости, чем иронии, но работало это тогда прекрасно.

{youtube}4fWy_y3tdfY{/youtube}

 «Телевизор». Тут дела обстоят проще, последовательней и сокрушительней. Протест у группы – главное, это никогда не было секретом. Но музыкальную чась её творчества нередко недооценивают. «Мне нравился «Телевизор» даже когда всем нравилась группа «Алиса» – говорит продюсер феста Наталья Комета. Только мне тут кажется, что времена не очень-то меняются? ТВ в Подольске играет тяжело и сосредоточенно, мощно и напористо – по такому «Телевизору» можно и нужно скучать. Хит «Три-четыре гада» остаётся гимном и лозунгом, «Выйти из под контроля» — вечной гуманитарной проблемой. Михаил Борзыкин даже более гибок в интонациях, чем Яхимович. Его творчество было экзистенциальным и чрезвычайно актуальным. Борзыкин тогда хотел «уйти в свои сны», теперь адрес усложнился. Пара «Цемент»/«Телевизор» на обложке смотрится разноплановой, но в реальности концерта оказывается идеальной.
CD 2. «Хроноп»/ «Алиби». Горьковская команда «Хроноп» звучит много резче, чем сейчас, однако, тяга к непростым регги-ритмам и уровень поэзим Вадима Демидова уже чувствуется. Это была заря новой, актуальной и оригинальной музыки, затушенная безмоглостью 90-х. «Мы – шланги» – звучит очень актуально и будет звучать так всегда. Рокеры из Дубны «Алиби» играют поначалу чуть ли не как «Браво», связывая тогдашнюю рок-тусовку в один узел. Однако потом звучит «Блюз», а в конце сета «Не для них» — для многих «хит-Перестройка» №1. Группа стала тогда большим открытием – её помнят по тому репертуару.
CD 3 – «Наутилус Помпилиус»/ «Настя». Нау феноменально звучал для того момента, размер мурашек, бегавших по спинам у всего зала под звук «Разлуки» даже сложно представить. Свердловчане начинают с известных на тот момент песен, ещё не зная, наверное, потенциала вещей с альбома «Разлука». Концерт его наглядно демонстрирует. Затем – идёт недооцененное тогда выступление группы «Настя». Высказано уже всё – и досада, и понимание, и удовольствие от дальнейших удач, но тогда было — вот так.
CD 4. «Бастион»/ «Зоопарк». У группы «Бастион» из Одессы самым заметным сейчас кажется будущий хит Чижа «Прогулка по Одессе». Затем звучит феноменально выступивший «Зоопарк». Легенды, связанные с этим концером, тоже хорошо известны. На записи особенно альтернативно звучат «Пригородный блюз» и «Гопники».
CD 5. «Калинов Мост» «Холи». КМ со своей феноменальной первой программой и строками про «отпор на культурный террор», которые тогда, на волне перестроечного позитива, никто не воспринимал, как предсказание следующего десятилетия. Такого Ревякина – рвущего сознание, грубоватого и рокенрольного, протестного и мощного, плещущего энергию в зал потом, к сожалению, слышать уже не доводилось. Уникальная запись, стоящая в ряду с ранними альбомами команды, но несущая все плюсы live-записи. После неё не остаётся вопросов о месте «Моста» в отечественной рок-культуре.
Затем играют «Холи» — лёгкий казанский поп-рок. Попытки организаторов ставить команды по контрасту слушаются иногда, мягко говоря, странно, хотя они продолжаются и на следующем диске.
CD 6. «Бригада С»/ «Долина». Как и «Калинов мост», «Бригада С» сейчас изменилась. В годы Подольска она воспринималась как эстетски-протестная и социально-взрывная. Особо выделим блестящее исполненные песенок «Сантехник», «Гады», «Наследник эпохи», «Человек в шляпе», «Playboy» — сюрреалистический и запредельно энергичный репертуар, хиты группы того переиода, не так известные сейчас.
Продолжает запись «Долина» — насыщенный и красивый арт-рок, архаичный и наивный, в духе 70-х — к теме и духу феста отношения не имевший.
CD 7. «Весёлые картинки»/«Облачный край». «Весёлые картинки» — группа созданная музыкантами легендарной ДК, со своебразной музыкальной и социальной концепцией. Играют и «Шизгару», и Баха, и «Три танкиста» — место и уровень иронии тут не всегда и не всем будут очевидны.
«Облачный край» — феноменальный и уникальный архангельский хард-бэнд, непохожий вообще ни на кого, ни у нас, ни за рубежом. К этому альбому, возможно, сильнейшему в комплекте, начинает особо ярко доходить давно и хорошо извесное – насколько же фестиваль был сильным и мощным – и энергетически, и музыкально.
CD 8 – Завершение феста, казавшееся фееричным, теперь уступает некотрорым предыдущим концертам. Но «БОМЖ», «Объект насмешек» (увы, всего одна песня) хороши, а ДДТ даёт знаменитый концерт под дождём и играет реально большие хиты.

Комплект создаёт удивительно достоверную аудио-картину того времени — и музыкальную и социальную. Можно услышать голоса ведущих – Марка Рудинштейгна, Сергея Гурьева, Натальи Комаровой, крики «Сядьте!», попытки успокоить публику, почуявшую небывалый дух рок-н-ролла. Конечно, жаль, что сохранились записи не всех групп. При этом, комплект настойчиво предлагается к прослушиванию, еще и потому, что трек-лист аудио не совпадает с трек-листом видеоверсии — некоторые песни, зафиксированные в пультовой записи, не сохранились на видео. Конечно, после такого заслушивания очень хочется пересмотреть и видео-часть. Займёмся этим в ближайшее время.