Вадим Дзуцев: новый взгляд на старый блюз

Блюз внезапно оказался одним из трендов, важных тем встреч с публикой, проходящих в ДК. Прозвучало несколько вариантов этой, одной из самых старых и самых рОковых   форм фолк-музыки. Концерт-презентация альбома «Black Black Blues» Вадима Дзуцева позволил сделать некоторые наблюдения и выводы.

Примерно месяц назад гитарист Дмитрий Легут (АкАссо) представил свою интерпретацию «чёрного» блюза, иллюстрируя музыку воспроизведением раритетных пластинок на 78 оборотов с записями аутентичных американских исполнителей. Затем гитарист Алексей Давлетшин, иногда дающий концерты и делающий записи в стиле, близком к Джо Бонамассе, продемонстрирова джаз-роковый взгляд на эту музыку. И вот недавно, приехавший из Питера, музыкант Вадим Дзуцев представил альбом «Black Black Blues», стиль которого позиционируется тоже, как «настоящий» чёрный блюз. Тенденция налицо.

{youtube}nvC9tnIJtkw{/youtube}

Дзуцев известен по давнему проекту DEГЕНЕРАТОРС из Иванова, с которым работал сам Андрей Тропилло. У Вадима был перерыв в музыкальной карьере, теперь его «прорвало» в неожиданной эстетике. Получилось близко и понятно народу, это можно было точно почувствовать по реакции публики в ДК. Надо сказать, что ивановская диаспора у музыканта осталась, на концерте она присутствовала и в процессе позитивно и бодро участвовала.
Музыка, которую предлагает Вадим, конечно – из прошлого. Но его философический бард-блюз народу пришёлся по вкусу и грув создавался исправно. Вадим заявил, что он не гитарист, но его чёрная гитара «Gretch», купленная на eBay и выбранная «для имиджа», фиксировала на себе внимание не меньше, чем сам музыкант. Дзуцев, говоря о блюзе, заметил, что «…у нас не Дикий Запад!» Это же касалось и музыки. Вадим играет, имитируя «ту самую» интонацию, настроение, ловя нюансы произношения, и хотя страдание пожилого негра на берегах Миссисипи сымитировать затруднительно, но ощущение прикосновения к чему-то аутентичному на концерте действительно возникало.
Дзуцев шумно притоптывал, старательно «блюзил», был стог и проникновен. Создавалось настроение эдакой печальной суровости. Ни одной шутки, ни одной эмоции за какой-то понятной только музыканту гранью. В проекте Дзуцева есть тяга к форме, но не всегда её строгое соблюдение, это не совсем блюз – особенно это касается текстов. Гитарист в этот вечер победил поэта. Заметим, что даже на обложке альбома слово «блюз» как бы скрыто, неявно. Музыкант будто бы делает шаг в сторону от чистоты стиля, не играет блюз, а играет — в блюз.

{youtube}q4A5IWnn72U{/youtube}

Раскрыта, решена ли этим проектом старая тема-загадка – можно ли петь по-русски, ориентируясь на западные музыкальные тренды? Попса старательно повторяет ужимки и прихваты ар-энд-би, а ведь «би» тут тоже – блюз(!) и выглядит порой позорно. В реальном блюзе всё и проще, и сложнее. Играя музыку в одном — «блюзовом» настроении, Дзуцев делает стиль даже шире. На бис в финале была исполнена психоделическая вещь «Орион», которая во многом суммировала ощущение – таинственностью и грустью. А уходя со сцены, музыкант ещё больше расширил впечатление, приставив гитару к динамику – и она охотно возбудилась и стала выдавать управляемый фидбэк — необычные звуки на грани шумовой музыки. Не удивимся, если следующим стилем Дзуцева окажется некий пока неизвестный блюз-индастриал.