Alice Cooper «Paranormal» (EDEL/Союз Мьюзик)

Всегда относился к этому дядьке бкз восторга, его шок-рок, глэм,-разводы под глазами, стекающая буро-красная жидкость с букв имени на обложке и питон на шее, увиденный впервые много лет газад в советской книжке «про рок», вызывали ощущенние неестественности и искусственности. Мнение поменялось.

Казалось, что глядя на него, на все эти понты и весь этот макияж, панк-группы должны рождаться сами собой и одна за другой – агрессивным почкованием. Ан нет – панк сдулся, превратился в моду, опопсел и утёк обратно в подвалы, а старина Элис Купер – вот он, пожалуйста, черный и шумный, как старый ворон.
Не думал, что альбом этого музыканта оставит такое позитивное ощущение. Пробило неожиданно — несколько лет назад, когда в сети замелькали тизеры и ролики к альбому-трибьюту «Pink Floyd’s Wish You Were Here Symphonic» на котором с London Orion Orchestra засветились и Купер, да ещё и Рик Уэйкман. Тут получился явный когнитивный диссонанс – ну где Купер со своим питоном, а где Флойд…  со своей свиньёй, собственно. Но никакой дистанции на трибьюте замечено не было.
На свежем номерном альбоме Элиса не обошлось без стариков – в лай-ап отдельных песен мелькают бас-гитара Роджера Гловера (Deep Purple), гитара Билли Гиббонса (ZZ Top), а вот барабаны Ларри Маллена (U2) играют почти весь альбом. Но «главные» тут музыканты команды Купера 70-х годов – Нил Смит, Денниз Данауэй, Майкл Брюс. С таким составом, музыка альбома оказалась достаточно архаичной по сути, но ни капли не слабой и не вялой. В ней слышны и понятны годы, но нет никакого компромисса с ними и жалости к себе.
Есть на «Paranormal» атакующий блюз «Fallen In Love», где напор и энергия держатся на удивительном уровне. Именно Купер, оказывается, «делает рок». Среди бодрых хард-номеров запомнились и попросились на второе прослушивание мерная «Paranoiak Personality» и финальная, концептуальная баллада «The Sound of A». В ней флойдовские клавиши и аккорды заставляют вернуться к теме – научился Купер хорошему. «Виновник» этого ясен – это, на 100%, Боб Эзрин, не только продюсер альбома, он продюсер Купера в тех самых 70-х, а также продюсер эпохальной «Стены», незабываемого «Destroyer» (Kiss) и ещё множества альбомов звёзд, вплоть до Nine Inch Nails и Kula Shaker. Он лично рулил клавишами и прочим на многих песнях альбома.
Второй CD. Две добавочные песни – с командой из 70-х и восемь live-номеров 2016 года, на гастролях играют уже более молодые люди. Звучит диск, как самый настоящий бонус, т.е. без него жить можно, но с ним всяко лучше. Какой-то особой живости он не добавляет, но в запасе сил сомнений не оставляет. Особо хорош трек с названием «Feed My Frankenstein», достойным жанра шок-рок.
Элиса ввели в нашу жизнь советские музыкальные журналисты, впечатлённые слухами о его шоу, они уделяли обязательное внимание именно питону и гильотине, на которой казнили «плохого» фронтмена. Кстати, на новом альбоме Элис выглядит гораздо моложе, чем на той, давней фотке в книжке «про рок», первые места в штатовских хит-парадах тоже говорят про успех. Да и раздвоение личности на обложке временное – на буклете он уже един и смотрит на нас иронично и пучеглазо – ну что съели?
Что же в остатке. Купер никогда не был оригинальным хитмейкером или вождём поколений, он был качественным, рыночно ориентированным мастером и сохранил ощущение рок-мейнстрима. И, достав из пыльного мешка пучок старых корешков, былые страшилки и нестареющую хард-романтику, смешал их в на удивление достойной пропорции.