Говорящие барабаны отшельника

Перед презентацией 18 сентября в Клубе Алексея Козлова слушаем двойной альбом Peter Ivshin «The Path Of The Hermit» (ArtBeat Music) с музыкой, написанной и записанной барабанщиком Петром Ившиным – музыкантом разносторонним и думающим.

Играть на ударных инструментах и чувствовать себя отшельником? Позиционирование парадоксально, но оно оказывается не просто описанием ситуации, но её развитием, слово «Путь», «Тропа» тут на своём месте. Авторская работа Ившина «Тропа отшельника» программна. Философская концептуальность отражена и на обложках дисков. Напряжение, жизнь духа присущи разным работам музыканта – вспомним альбом Аркадия Шилклопера «Owner of a Lonely Horn. Симфоническое посвящение группе Yes» — в нём тьеса Ившина «Singing Drums» стала единственной, добавленной к трек-листу трибьюта британским арт-рок звёздам. Его барабаны правда — и поют, и говорят.

Первый альбом двойника Ившина «Triptych» — «Триптих». Первая часть – лиричное фортепиано Дмитрия Илугдина и атмосферная перкуссия Ившина, начало – тихое, но звук нарастает, тревожится. Композиция, сыгранная таким дуэтом – редкость, её полнозвучие не уходит в авангард. Во второй части появляются поющий контрабас Игоря Иванушкина, а в третьей присоединяется Алексей Круглов (альт-саксофон) и оказывается в противостоянии с фортепиано. Ударные служат связующим звеном. Начинается урбанистическая боповая импровизация, ударных становится больше, но они принципиально не выходят на первый план. Мелькнула мысль – вот как может быть сыгран альбом барабанщика – без барабанного соло! Но соло, конечно, играется — ближе к концу диска, оно многозвучно и не агрессивно. Фортепиано Илугдина звучит уверенно, саксофон всё ещё пробует быть бурным. Альбом не медитативен, но порой тревожен, он развивается от спокойствия к фри-неопределённости. Тема — превратности любви, взаимоотношений, попытки взаимопонимания.

Первый диск заканчивается резким «ударом», но этот звук начинает и второй диск альбома – «Transformation», «Трансформация». Запись стартует с авангардной импровизации, в которой отлично себя чувствуют Алексей Круглов (альт-саксофон); Юрий Яремчук (сопрано-саксофон, бас-кларнет), Дмитрий Илугдин (рояль), Игорь Иванушкин (контрабас) и сам Ившин. Такие раскованные пьесы, кажется, дают музыкантам возможность расслабиться. Есть блестящее соло Иванушкина. «Пещера шамана» — предпоследний шаг на пути самоосознания, в который выстраивается музыка двойника. Для такой работы название финальной вещи «Humility» — «Смирение» подтверждает позицию, которую занимали барабаны весь альбом. Они стояли на шаг — в глубине, позволяли бурным духовым и логичному фортепиано соревноваться и красоваться, объединяя их усилия. В финале барабаны остаются одни, оправдывая название релиза.
Альбом говорит об Ившине, как о мыслящем, а не просто чувствующем музыканте. И он о жизненом пути. Мыслят, конечно, все, но есть ощущение, что стесняются говорить об этом в музыке. Альбом Ившина лишён этих бед – он объединяет противоположности.

Пётр Ившин. Презентация цикла «Тропа отшельника»
18 сентября, 20:00
Клуб Алексея Козлова