Star Trek и его мятежный дух (часть 2)

В конце сентября на телеэкраны мира выйдет очередное продолжение Star Trek — одного из старейших сериалов в жанре научной фантастики за всю историю телевидения. Выйдет после более чем десятилетнего перерыва — три неоднозначно принятых публикой полнометражных фильма не в счёт. Продолжаем наш рассказ об истории и философии этого революционного явления в мире поп-культуры…

В прошлом обзоре, сделав попытку понять, чем зацепил этот сериал телезрителей 60-х, мы выяснили, что это, по сути, был первый в западной фантастике случай изображения мира будущего, не бывший калькой с современного авторам, — только с летающими автомобилями и объёмным телевидением, — а оказался отчётливо более гуманным и разумным.

Дело в том, что к концу пронизанных молодёжными бунтами 60-х в западном обществе всё ещё сохранялся запрос на образ «светлого будущего» — и что немаловажно, это было общество, где нет места национальному или имущественному неравенству. Именно поэтому экипаж звездолёта Enterprise в сериале интернационален, представители любой цивилизации познаются исключительно по делам их, а экономика Федерации Планет успешно обходится без денег (о чём прямо говорится в серии «Voyage Home»).

Однако десятилетие подошло к концу. Пар молодёжной революции вышел в свисток мелкобуржуазного хиппизма и пустопорожних мистических исканий (вроде тех, что показаны в серии «The Way To Eden«). А с ней закончилась и первая глава в истории Star Trek. 3 июня 1969 года вышла в эфир последняя серия «оригинального сериала». Формальным поводом стало «снижение рейтинга» — после того, как показы были перенесены на более позднее время в сетке телевещания, что отрезало самую молодую часть аудитории. Хотя и после этого уже отснятые серии выдержали несчётное количество повторных показов на многих телеканалах мира.

После сомнительной попытки запустить в 70-х мультипликационную версию Star Trek (продержавшуюся на плаву полтора сезона или около того), старая-добрая команда Enterprise вернулась к публике уже в киносериале, снимавшемся с 1979 по 1991 годы. Киносериал в общих чертах повторил историю телесериала. Начавшись с трёх фильмов на стыке научной и приключенческой фантастики, он уже в четвёртой серии «Voyage Home», где герои перемещались в прошлое, а конкретно — в 80-е годы ХХ века, — напомнил, что охрана природы в мире, как мы его знаем, всегда будет лишь досадной статьёй расходов, но никак не обязательным вкладом в будущее. Дальше были «The Final Frontier», непочтительная ко всему божественному, и «The Undiscovered Country», прошедшаяся по милитаристам и властолюбцам, которые ради сохранения своих позиций будут продолжать плести смертельные интриги и перед лицом собственной гибели. В финале этой, последней серии, и стареющих астронавтов, и исполнявший их роли актёрский состав отправляют в отставку.

Началась история сиквела «The Next Generation». Он продержался на экранах рекордные 178 серий. В сюжетах нашлось место и вопросам гендерной идентичности («The Outcast», «Angel One»), и порабощающим сознание в интересах третьих лиц компьютерным играм («The Game»), и произволу фармацевтических компаний, подсаживающих больных на свои препараты под девизом «ничего личного, просто бизнес» («Symbiosis»). А постоянное взаимодействие корабельного психолога Дианы с возглавляющей корабельный лазарет Беверли на темы физического и душевного здоровья экипажа корабля, поддержал фем-индекс сериала на уровне, удивительно годном для конца 80-х и начала 90-х.

Непривычно много внимания в новом сериале оказалось уделено вопросам влияния традиций на современную жизнь, в которой, по идее, запрос на какую-либо традиционность отсутствует. Центральная фигура тут, несомненно, клингон Ворф. На службе в Звёздном Флоте он стремится быть прогрессивнее прочих представителей своего народа, но одновременно и тщится поддерживать в себе клингонскую, как это сейчас модно говорить, «идентичность». Он то рискует попасть под дурное влияние соплеменников-фундаменталистов, уговаривающих «брат, следуй своей природе, будь, как мы!» («Heart of Glory»). То, во время визита в забытую клингонско-ромуланскую колонию, неожиданно сам для себя выступает в амплуа дремучего традиционалиста, объясняющего, что оружием землю не рыхлят, героические саги в качестве колыбельных не поют, и вообще, забыли вы, гады, о своих корнях («Birthright»). В результате чего ещё активней принимается вести духовные поиски в рамках своей культуры. И становится свидетелем «воскрешения» (с помощью клонирования) клингонского народного героя. Который, правда, как выясняется, не столько великий воин, сколько мастер рассказывать байки. А значит, все боевые традиции цивилизации клингонов, по сути стоят на глиняных ногах псевдоисторических домыслов («Rightful Heir»).

Налицо слегка замаскированный брутальностью персонажа трагикомизм той повседневной, в общем-то, ситуации, когда кто-нибудь среди нас намеренно цепляется за очевидные архаизмы вроде религиозности, национального самосознания или просто «будь-мужиком-бля», хотя в целом прогрессивное общество вокруг него этого и не требует.

К сожалению, и этот сериал завершился словно бы на полуслове. Лишь четыре полнометражных серии-продолжения, снятые с 1994 по 2001 годы, слегка исправили эту неловкую ситуацию.

Может показаться странным, но Star Trek, завоевавший в первые же годы своего существования массу поклонников, периодически балансировал на грани закрытия. И, — странное совпадение! — к более-менее безобидным на предмет рассмотрения «проклятых тем» сериалам, вроде «Voyager» и «Deep Space 9», судьба оказалась более-менее благосклонна. А вот снимавшийся с 2001 по 2005 годы приквел «Enterprise» был довольно грубо оборван в самый разгар четвёртого сезона.

А ведь это был совсем неплохой сериал. Дух классического Star Trek, с его стихийной «левизной», непочтительностью к религии и нуворишам, здесь оказался сохранён и даже преумножен. Создатели приквела прошлись и по фанатичным смертникам, действующим из религиозных соображений («Chosen Realm»), и по большой политике как стравливанию потенциально дружественных народов в интересах маленьких групп аферистов («Babel One», «United» и «The Aenar»). Не забыт был и главный принцип «трека»: «включи мозги, когда не помогают фазеры» («Vox Sola»). А главным противником идеи создания Федерации планет, главарём изоляционистской террористической организации, оказался крупный капиталист, наследный владелец горнодобывающего предприятия («Demons» и «Terra Prime»).

Разумеется, форма астронавтов тут ещё была похожа на костюмы, которые мы последние годы видим во время трансляций с МКС, и двери на звездолёте открывались лишь после нажатия на кнопочку, и светлое будущее ещё только строилось (через сопротивление всякого рода «традиционалистов») — но чёрт возьми, это был всё тот же «Трек», каким мы его любим. Проблема в том, что заложенные в сериал в 60-х базовые ценности в новом веке слишком уж откровенно шли вразрез с ценностями современного общества, привечающего фанатиков и нуворишей всех мастей.

Возможно, именно поэтому, при отчаянном сопротивлении как материала, так и фан-базы, хозяева франшизы «перезапустили» в 2009 году вселенную Star Trek как банальный космический боевик. С тем, чтобы после двух неоднозначно принятых публикой фильмов сделать хорошую мину при плохой игре, и, сменив режиссёра, вернуться в третьей полнометражке к старой концепции. Где лучшая битва — битва предотвращённая. Где «человек мира», словно в рассказах В. Богомолова про Вторую Мировую, всегда привлекательнее «человека войны». И где люди всегда остаются важнее этих блестящих звездолётов, самый культовый из которых можно вдребезги расколотить в начале фильма, и отстроить заново за минуту до финальных титров.

Суждено ли ли «Discovery», новому сериалу в ряду Star Trek, держаться той же философии, что так ярко проявилась в классическом сериале, а также сиквеле «The Next Generation» и приквеле «Enterprise»? А может, нас ожидает яркое, ослепительное, но в сущности, безобидное шоу в духе «Voyager» и «Deep Space 9», или последних полнометражек? Поглядим. До премьеры остались считанные дни.