Чёрный Лукич «Антология на ГрОб Рекордс» (Выргород, 6CDхBox)

Чёрный-чёрный бокс впервые изданных записей Вадима (Димы) «Чёрного Лукича» Кузьмина укомплектован 40-страничным буклетом, пронумерованной вкладкой и бонус-диском с ранее не издававшейся акустической записью новосибирского музыканта. Такие издания – новый, взрослый взгляд на андеграунд, перекрещивающий пути рок-музыки и российской культуры.

Чёрный Лукич шёл путём, отличным от земляков, героев фестиваля в Подольске 1987 года, — «Калинова Морста» или «БОМЖа». Он дружил с «Гражданской Обороной», на студии которой и сделаны ранние записи проекта, представленные в этом обзоре. Причём, эта тяга была взаимной. Но Кузьмин создавал музыку непохожую и на ту, что делали все тусовки вокруг. Его гитарно-психоделический поп-рок вырос рядом с сибирским панком, из одного корня, был его экзистенциальным братом, но стоял особняком, смешивался с ним только изредка и в никому непонятной пропорции.
Антологию записей «Чёрного Лукича» из архивов «ГрОб Рекордс» составили два концертных акустических и три студийных электрических альбома. Каждый существует в двух вариантах оформления. Пересведение, мастеринг и реставрация выполнены Натальей Чумаковой в 2016 году. В боксе есть бонусы и мерчандайзинг, комплект показывает, как обстояли дела тогда и радует – сейчас.

«Чёрный Лукич» «Квартирник у Егора» (Выргород, 1987/2016)
Все песни этого диска стали мемами, хитами и названиями других альбомов. Тут, на однои CD, 39(!) песен Кузьмина. Большинство — продолжительностью немного более минуты, насыщенность материала чрезвычайная. Это такой акустический бард-панк — во все времена прекрасно петь гимны эрекции под вечно актуальным лозунгом «Выбирайте в депутаты только панков!» То, что тут присутствуют песни, заметные в следующих периодах, лишний раз подчёркивает, насколько в этом искусстве содержание и энергетика важнее формы. Особо заметим подпевки Янки и Оксы – это отдельная краска альбома.

«Чёрный Лукич» «Live in Omsk» (Выргород, 1987/2016)
В те, былинные времена слово «говно», кричать со сцены было не принято. Это было актом сопротивления, а не попсой, как теперь. Но песни Лукича всё равно звучат с заметной тягой к романтичности, он как-то естественно балансирует между лёгкой руганью и традицией. Слышны подпевки, но, в выходных данных диска, они неотражены. Стиль — энергичная гитарная акустика, сыгранная с рокенрольной энергетикой, бодростью и активностью. Заметная тема – мединститут. И издатели выделяют, и мы выделим представленный тут вариант обложки. Недавно взятая на вооружение, практика издательства «Выргород», выпускать релизы с разными вариантами оформления, представляется очень симпатичной.

«Спинки мента» «Эрекция Лейтенанта Киреева» (Выргород, 1987,1988/2016)
Проект, в котором Дима Кузьмин, с участием Егора Летова («Гражданская оборона»), вписывался в шумный политизированный экзистенцильный панк. Стилистически получилось нечто иное – представить, например, Tyrannosaurus Rex, распевающий «эрекция!! эрекция!!» — не просто, но в чём-то даже полезно, а тут возникла ассоциация именно с ранним Марком Боланом.
Состав по именам звучит специфично: Каспар Уайнбергер: голос, гитара; Егор: басс, ударные, гитара, подпевки; Джон Дабл: аккордеон. Кузьмин ищет себя в жанре – ищет не только стиль, но и имя-фамилию.
Никаких политических выводов не делается, ничего особо резкого не говорится, и, в тоже время, внутренняя свобода происходящего сомнений не вызывает. Специфический, очень «народный» юмор, игривый позитив, внезапные привязчивые попевки и бытовые ритмы в некотоых припевах были, наверное, ближе Лукичу, чем Летову. Егор, чувствуя необычность творчества друга, может быть, даже тоньше понимал, почему и как Лукич вписывается в его крутую тусовку, он словно оттенял её мрачные стороны, делал их рельефнее.

«Спинки мента» «Кучи в Ночи» (Выргород, 1987,1988/2016)
Песни, составившиие название этого проекта и альбома, уже были заметны и в акустической программе Лукича. В финале альбома звучит прекрасная «Алиса» — то ли запутывая, то ли исправляя восприятие. Кузьмин тут — «Каспар», а не «Лукич» — это честная попытка уйти в эстетику ГО, в которой активно участвуют Кузя УО и Егор Летов.
«Это МАНИФЕСТ!» – написал Егор. Низкое пение, гитарный почти-нойз, шизгароподобный рифф… Пожалуй, альбом «самый отличный» от того, что делали другие сибиряки. Это то направление, куда вели Лукича люди из «Обороны» и появление «Спинок» представляется абсолютно логичным. А вот то, что Кузьмин сменил один псевдоним на другой, говорит, что эта эстетика не казалась ему идеальным выражением того, что музыкант чувствовал в душе.

«Чёрный Лукич» «Кончились патроны» (Выргород, 1988,1989/2016)
На выходных данных указаны и Каспар, и Кузя, и Чёрный Лукич. Музыкант – един в трёх лицах, перепутье в его жизни — налицо. Состав бэнда тот же, что на «Спинках мента», но название вернулось первоначальное и «основное», музыка же стала другой. Кузьмина явно тянули к размашистости, лихости, а внутри жила противоположная тенденция, что и показали более поздние записи. Эта — нервная и наивно шумная, показушно-протестная музыка, одна из лучших его записей, но она сделана в духе ГО. Лукич тут, как никогда старательно, искажает голос и гитары этому, кажется, откровенно рады. Трио — чуть шумовое, гитары, бас, наивная перкуссия  –  звучит отлично.
Егор Летов на обложке обозначен, как продюсер, он играет на басу и рулит процессом. Лукич потом изменился, от эстетики этого альбома не осталось и следа – только пара песен, звучащих иначе. И ведь совсем не факт, что Летов был неправ! Впрочем, оба музыканта оставили этот мир, поэтому вопрос остаётся на рассмотрение вечности.

«Чёрный Лукич» «9.Х.1994» (Выргород, 2017)
Бонучный диск комплекта — неизданная ранее акустическая запись, мягкая и гармоничная. Внутренняя энергия переходит в упругость строк. Вещи есть, как будто ещё сложенные под вкус Егора, но есть «Капитанская заря» или «Доплыви» – уже такой Лукич, каким его знали-любили потом. Это — переходный вариант к записям следующего периода. Важный диск, тут Кузьмин уже, кажется, нашёл себя, а жизнь требовала и ждала движения вперёд.