Дэвид Ксавье Харриган, потомок ирландских иммигрантов, родился в штате Нью-Йорк в 1948 году. Когда ему было девять, семья перебралась в Южную Калифорнию. Уже в подростковом возрасте Дэвид понял, что социальные нормы у него вызывают не просто протест, а желание поиздеваться от всей души.
«Когда я сказал священнику, что подозреваю у себя сексуальные отклонения, он посоветовал мне обматывать чётки вокруг руки каждый раз, когда я что-то почувствую. Так я научился мастурбировать чётками, намотанными на ладонь»,— рассказывал он впоследствии. Вскоре семья перебралась в Голливуд, и Дэвид понял, что его странности могут быть реализованы на сцене.
В двадцать лет Дэвид, преисполненный желания действовать, вышел на трассу и приехал в Сан-Франсиско. Там, в знаменитой коммуне хиппи Хэйт-Эшбери, он прибился к авангардному театру Cockettes, лидер которого, Гибискус, считал, что у Дэвида может получиться «волнующий образ, как у молодой Мэри Мартин» (бродвейская актриса, прославившаяся в роли Питера Пэна). Для афиши Дэвид взял придуманное мамой домашнее прозвище Помидорка, фамилию ему подобрал Гибискус — так получился псевдоним Томата Дю Пленти. Поучаствовав только в одном шоу, Томата перебрался в Сиэтл, где собрал собственную труппу Ze Whiz Kidz. «Это было время, когда люди реализовывали дичайшие фантазии. Однажды утром мы решили, что мир — это просто подходящее место для завтрака и поехали на автобусах в пижамах и париках с коробками еды на коленях». Просуществовав три года, Ze Whiz Kidz распались в 1972 году. Дю Пленти начал становиться известным, его шоу открывали выступления Элиса Купера; в Нью-Йорке не без помощи старых друзей из Cockettes актёр выступал на разогреве у «Ramones» и «Blondie».
Знакомство с панк-музыкой произвело на Дю Пленти глубочайшее впечатление. По возвращению в Сиэтл он стал искать контакты с музыкантами, чтобы создать собственную группу. В 1974 году с клавишником Томми Джиэром возник состав, первоначально названный «The Tupperwares», но для полноценной группы это было маловато. Перебравшись спустя год в Лос-Анжелес, Томата и Томми привлекли к совместному творчеству второго клавишника Пола Росслера и барабанщика К.К. Баррета, после чего взяли название «Screamers» — «Крикуны». Свой вклад внесла и штатный стилист Хлоя Паппас, придумавшая поднимать гелем волосы вертикально вверх — так, словно Томата сунул пальцы в электрическую розетку. Джиэр и Росслер исполняли свои партии на огромных, громоздких инструментах — синтезаторе ARP Odyssey и электрическом пианино Fender Rhodes, звук которых был дико перегружен. Песни повествовали о безумии и страхе. «Томми Джиэр предложил, чтобы группа базировалась на идее Преодоления через Запугивание. Я думаю, что сейчас это слишком больная идея, но в те годы она работала», — вспоминал Томата, чьё мастерское актёрское исполнение вгоняло зрителей в транс.
За пять лет группа добилась заметной популярности в Калифорнии. Ещё в конце семидесятых Джелло Биафра, будущий лидер одной из величайших американских групп «Dead Kennedys», утверждал, что Томата стал для него самым главным эталоном певца и шоумена в панк-роке. Но деятельность «Screamers», как и положена любому воплю, не могла длиться долго. Кроме нетипичного для панк-рока набора инструментов, Дю Пленти и Джиэр избрали такой же странный промоушен — отвергая все предложения от звукозаписывающих компаний, они намеревались выпустить первый альбом в формате видеофильма, что логично для театра, но абсурдно для рок-группы во времена, когда не существовало ни музыкальных каналов, ни видеомагнитофонов. Разумеется, никакого фильма снято не было, и все видеозаписи группы были сделаны на концертах — преимущественно в легендарном панк-клубе «Target».
Последнее выступление «Screamers» состоялось в клубе «Whisky a Go Go» в 1981 году без Джиэра, зато с огромной шоу-группой, состоящей из довольно известных в городе актёров. Материал с этого концерта открывал новую страницу творчества Дю Пленти — это были по сути первые репетиции спектакля, лёгшего в основу будущего фильма «Население: один», снятого голландским режиссёром Рене Даалдером. «Первый панк-мюзикл», как именовали фильм его создатели, можно полностью посмотреть в Youtube. Сюжет его базируется на том, что после ядерного апокалипсиса население Земли уменьшается до одного человека, роль которого как раз исполнил Томата. Смесь апокалипсиса и панк-выпендрёжа, невероятная пластика и мимика — это и вправду впечатляет. С помощью небольших музыкальных номеров, сопровождающихся маниакальной хореографией, Томата рассказывает о деградации американской культуры, приведшей к катастрофе. Без конца уворачиваясь от парящих в воздухе фена и электрической зубной щётки, последний человек на Земли встречается то ли с мутантами, то ли восставшими из ада (главную женскую роль с блеском исполнила Шила Эдвардс), что заканчивается безумными плясками «во время чумы» и, вероятно, окончательной гибелью. Фильм, работа над которым была завершена в 1986 году, был тепло принят на Каннском кинофестивале, показан на фестивалях в Сиэтле и Чикаго, выпущен в прокат в Европе и Японии, издан на DVD в США и Канаде.
В 1983 году Томата случайно нашёл на одном из голливудских бульваров детский набор для рисования, после чего совершил внезапный поворот на 180 градусов, начав карьеру художника-примитивиста и постепенно уйдя со сцены. В 1989 году он поселился в Майами, где сосредоточился на рисовании. Он гордился своим статусом аутсайдера и любил говорить, что предпочтёт продать сто картин за 25 долларов, чем одну за две с половиной тысячи. Вдохновляли его, главным образом, обычные, случайно встреченные на улице люди, с которыми он, будучи приятным и обаятельным человеком, легко входил в контакт. Несмотря на то, что немалая часть его картин посвящена ужасам (или наоборот, благодаря этому), Дю Пленти утверждал, что «моя самая большая амбиция — написать и иллюстрировать детскую книгу».
В 2000 году, находясь в Сан-Франсиско, Томата умер от рака. Его тело было кремировано и погребено в голливудском колумбарии, причём место захоронения декорировано его работами. Впоследствии с помощью коллекционеров искусства и таких музыкантов, как «R.E.M.», состоялось несколько ретроспективных выставок Дю Пленти; также о нём снимается документальное кино.
{youtube}MdCRcrgX080{/youtube}
{youtube}Z0-w0hUnhpI{/youtube}
{youtube}YMRjqdx4kNs{/youtube}
{youtube}yK35qrJkIxc{/youtube}
{youtube}m6HUSUeCrkc{/youtube}
{youtube}ayC7qPwn-rM{/youtube}
{youtube}N4TfoyOD8-o{/youtube}
{youtube}r4BuUixdEWw{/youtube}
{youtube}HGRUwBNbmQc{/youtube}
{youtube}gIdlqWcGn_s{/youtube}
Comments are closed