Другой метал

Ждём гастроли группы Cellar Darling (расписание – в тексте), слушаем альбом этой новой сенсации тяжёлого цеха. Также в обзоре и другие музыканты, расширяющие рамки и обновляющие традиции жанра.

Eluveitie «Evocation II – Pantheon» (Союз Мьюзик/Nuclear Blast)
Кто-нибудь мечтает по-быстрому разобраться в кельтской мифологии? Eluveitie — главные по части кельтского движения в метал-формате. Фолк-метал-группа из Швейцарии, демонстрирует тягу к древней культуре и убеждённость в своих глубоких корнях. У Eluveitie всё всерьёз, тайный язык — клинопись в текстах песен в буклете, лингвистические консультации и новый акустический альбом, расширящий кругозор продвинутых фанов.
Альбом — продолжение релиза «Evocation I: The Arcane Dominion» (2009) — начинается с хора, звучащего почти как Gregorian. Каждая пьеса посвящена древнему божеству кельтского пантеона, очерёдность их появления не объясняется, приоритеты не расставляются. Бодрые жиги и эмбиентные напевы определяют курс группы – он в руках лидера Eluveitie Кристиана «Кригеля» Гланцманна (вокал, вистл, мандола, волынка, боуран). В целом музыка не очень нюансирована, наследует британцам типа Fairport Covention, но на континенте сравнить швейцарцев просто не с кем – тут они и последовательней, и ярче всех.

Cellar Darling «This Is The Sound» (Союз Мьюзик/Nuclear Blast)
Ингридиенты тут те же, что и в предыдущей рецензии, участники процесса известны, но итог иной. Cellar Darling — результат исхода музыкантов из Eluveitie. Весной 2016 года барабанщика Мерлина Саттера попросили покинуть команду, Анна Мерфи (вокал, колёсная лира (hurdy-gurdy)) и гитарист Иво Хенци ушли следом. Для Eluveitie в этом нет ничего необычного, музыканты там меняются нередко, но эта троица объявила о создании новой группы и нового стиля – «New Wave Of Folk Rock» — что необычно и вызвало волну интереса. Профильная пресса тоже поспешила восторгнуться.
Казалось бы, можно радоваться — новая волна докатилась до фолк-рока! Но новый проект за границы старых «волн» не заходит. Cellar Darling активны и агрессивны, в них немного аутентичности, больше — рыночности, хэви тут немного, этники в саунде ещё меньше. Видимо, экперименты Гланцманна с акустикой и игры в древнюю мифологию не всем по вкусу. Мёрфи вокалистка не великая, но практически безупречная, хурди-гурди на фоне её голоса и инструментального рёва группы звучит прекрасно, тут особо хорош финал композиции «Under Thе Oak Tree» — «Под дубом», собственно — один из важных мемов в бриториентированной культуре. Во второй половине альбома стиль команды вырисовывается чётче, например, в песне с ироничным названеим – «Fire, Wind & Earth».
Смелость группы показывают бонусы-кавера. С особой фантазией сделана «The Cold Song» Генри Пёрселла, «Mad World» (Tears For Fears) напомнила чуть ли не The Cranberries, а «The Prophet’s Song» (Queen) старательно стремится к оригиналу. Для знакомства со стилем и первой любви группа пока не очень годна, а вот для многочисленных фанов Eluvetie альбом обязателен.
================================================
Вместе с Cellar Darling в рамках впервые проходящего у нас «Female Metal Voices Fest 2017» приезжают The Agonist (Канада) (melodic death metal / metalcore), Sirenia (Норвегия) (symphonic gothic metal). Расписание – 22.Х — Москва «Театръ», 23.Х — Краснодар «Арена», 24.Х — Самара «Звезда», 25.Х — Санкт-Петербург «Опера».

Night Flight Orchestra «Amber Galactic» (Союз Мьюзик/Nuclear Blast)
Радостный и счастливый дэнс-рок из Хельсинборга, копирующий настроение дискотеки начала 80-х. По названию нетрудно догадаться о стиле и настроении — NFO прямолинейно наследует Electruc Light Orchеstra. Шведская группа не забывает и про находки Styx — многие рок-группы того времени стояли в безупречных позах на границе танцев и прога.
Музыка получается, конечно, вторичная, но очень позитивная и умная, настоящее европейское гарантированное удовольствие. Название альбома фантастичной мармелодностью ситуации тоже соответствует. Певец Бьорн «Speed» Стрид (Soilwork), пожалуй, чуть грубоват для стиля, но всё же, возвращение AOR и классического рока в том легконогом его понимании, которое царило на фоне новой волны в 80-х, не только радует, но и успокаивает. Даже удивительно, насколько этот хорошо забытый звук оказался эмоционально рядом с нашим временем.

Avatarium «Hurricanes And Halos» (Nuclear Blast/Союз Мьюзик)
Бас-гитарист Лейф Эдлинг (экс-Candlemass) заделался сонграйтером и в этом качестве оказался тайным ретро-маньяком. Его материал для группы Avatarium с блондинкой Дженни-Энн Смит у микрофона, полон энергичности, явных реминисценций, например, в сторону Deep Purple — название вещи «Into the Fire  — Into the Storm» выглядит чуть ли не кокетливо.
Третий студийный альбом группы – бальзам на раны старых бойцов, страдающих от концептуальной немелодичности и неоригинальности стилей, названия которых украшает приставка «модерн». «Hurricanes And Halos» не оставляет сомнений в своих кондициях, нахрапистый рифф звучит, как трибьют. «Medusa Child» — хор маленьких медуз — может умилить романтичного металлиста, но большая часть времени всё же отдана более мрачным эмоциям и образам, навеянным Black Sabbath. Это, например «When Breath Turns To Air» — баллада в лучших традициях жанра, или «A Kiss (From The End Of The World)». Не скрываясь, музыканты называют среди ориентиров и Uriah Heap, классичесий рок устало вздыхает из-за каждой их ноты.
Мы живём в первое время в истории, когда качество носителей таково, что можно реально сравнивать умения исполнилей разных поколений. Дженни Энн успешно конкурирует с мужчинами, как из прошлого, так и из настоящего. Старая школа — новый звук, группа тренду «шведский дум-метал» соответствует не всегда. Альбом постепенно возвращается к щемящей ноте 60-х при гипермощном музыкальном бэкграунде. Расписываюсь в любви к классическому блюз-року, даже если он притворяется doom и к вокалисткам – блондинкам с ретро-улыбками. Не бойтесь поставить это своей бабушке.