Стивен Уитт «Как музыка стала свободной. Конец индустрии звукозаписи, технологический переворот и «нулевой пациент» пиратства» пер. А.Беляев (М. Белое яблоко, 2016)

Cага о цифровой революции, переплюнувшей по количеству яда все революции последних эпох – и социальные, и сексуальные, о людях, подталкивавших её под локоть, о корпорациях, стоявших за музыкальной индустрией. Экскурсия в грязь, говно и прочие прелести дарк-нета – «тёмного» интернета. Рассказ про то, как плелась сеть, которая крепко держит нас вами и уже, пожалуй, не отпустит – ни нас, ни наших детей.

Книга говорит про terra incognita, огромный материк смыслов и тем, о котором знают все, но… не замечают, не помнят, словно зомби. Он вписался в цивилизацию без швов, объединил молчунов и болтунов, диск-жокеев и радиослушателей. Книга претендует на документальность, себя же предлагает считать детективом. Она обеляет и делает пушистыми пиратов – корсаров удалённого доступа, флибустьеров всемирной паутины, описывая их, как борцов за свободу. Автоматически оказывается, что в ней прячется и рекламный проспект цифровой эры. Несите ваши денежки, как пел один мультгерой.
Книга издевательстки много раз повторяет слово «музыка» на странице, говорящей о диджейской электронике, и вперёд выходит выдержанное в эстетике «бабки-цацки-тачки-тёлки» искусство. Книга рассказывает, как уже рэп стал таким важным для любителей быстрых денег. И не появляется ни одного озабоченного будущим (своего/родитетей/страны/индустрии) персонажа, и ни одного человека с хоть сколько-нибудь светлой идеей – тут все хотят только «хапнуть».
Понятно, что слов «душа» и «подсознание» от текста, ориентированного на инжиниринг и бизнес ждать не приходится. Утверждение, сделанное на основании неких «исследований», что при оцифровке пропадает часть звука, которая не воспринимается и, значит, не нужна, граничит с преступлением против человечности сразу по двум причинам. Во-первых, музыка воспринимается не только «слухом», во-вторых, в музыке важен не только звук! Не говоря уже о несовершенстве инструментов измерения восприятия. Зато можно осознать размер спрута, опутавшего наше настоящее и будущее.
Появления оборота «полный писец» ожидалось – рэп всё-таки, не балет. Пацанские стаи и мужские клубы были и будут всегда. Но далеко не все они хвастаются тем, что разрушали цивилизацию, не оставляя ничего взамен. «Вы же убили индустрию?» – «Д-а-а-а!» Дружба пацанов – это прекрасно. Дружба воров – не повод для ликования за пределами шайки. Книга же говорит, что они хорошие, продвинутые, а события – следствие «любви» к музыке (sic!) Они продолжали, несмотря на аресты и, по уверениям автора, мизерные барыши. А новые технологии дорого купили мегакорпорации (глупые какие!)
Отметим язык – свободный, терминологически точный и ясный. Книга радует спокойным ритмом перевода, иронией и поколенческой насыщенностью. Демонстрирует, как действуют те силы, которые потом оказываются в идеалистичных умах «мировым правительством». Тут хочется спросить, а кому выгодно развитие технологий впаривания, искусства фейков и методов окучивания аудитории? Отметим, что в списке крупнейшмх артистов «главного» лейбла рэперов почему-то нет… Да и передо мной вот лежит не цифровая книга, а очень даже аналоговая. Что ж – посмотрим, продолжение истории следует.

Tags:

Comments are closed

Архивы