АукцЫон «АукцЫон без саксофона» (Геометрия, 2010 DVD)

 Пост-шококая исповедь критика без чувства юмора, увидевшего две версии концерта откровенно  валяющих дурака обычно не самых позитивных питерских арт-рокеров.

Тем, кто не был на концертах «Аукцыона», а такие еще очень даже встречаются, не понять уровня мистической энергетики, исходящей в данный отрезок времени со сцены. Но даже завсегдатаи лайвов главных российских адептов нестандартной музыки не могут в полной мере представить, как ребята временами оттягиваются (ох, уж эти словечки с берегов Невы!), культурно и интересно. Анплаггд в «Фонтанке» 97-го  — волшебный прогрессив-чемодан без ручки; ремастированный, восстановленный, любовно доведенный до самой сути и выпущенный в двух концептуальных вариантах на DVD, второй считается бонусом, его невозможно бросить, а нужно взять в себя в руки и насладиться всем многочасовым действом.
Для начала – мэтры сидят. В смысле, всячески выступают, но сидючи. Вальяжно и серьезно одновременно. Гаркуша в классическом пиджаке и водолазке, этакий крепкий хозяйственник. Даже с чемоданчиком, наполненным трещотками  и пищалками. Лёня кудряв и в явно приподнятом состоянии духа. Рубанов вместе с инструментом логично отсутствует. Остальные участники заметно, ну, как это в «Алисе в стране чудес» — «братцы были толстоваты». Первый видео-вариант культового концерта можно условно назвать каноническим, хотя, постоянные хитрованистые улыбки и вскрики говорят о главном, внятно озвученным фронтменом Федоровым — о процессе происходящего междусобойчика. Еще одно ласкающее слух словцо.
«Поедем, поедем, пока еще жив». Вот так в положении 90 на 90 ( куда делись 60?), ребята начинают программу из пронзительных и чувствительных хитов, каждый из которых с воодушевлением встречает народ. Которому с просцениума было официально разрешено танцевать и подпевать. Хотя и с определенными оговорками: «ведите себя скромно» — советует вооруженный колотушкой Гаркуша. Впрочем, не для того, чтобы давать по кумполу слишком активным фэнам; для того, чтобы аккомпанировать, не всегда попадая в ритм — как в «Заведующем» или «Сироте». А народ, внимая его кличу, не бесчинствовал, скорее, внимательно внимал и похохатывал.
Пик гомерического смеха пришелся на нежно-эротическую «Сосет», неожиданно исполненную автором ее текста Гаркушей. Причем под гитару. Назовем это так – уникально. Вообще, аукцыонисты на Фонтанке очень непривычно исполняют свои роли. Перкуссят почем зря, иногда подвывая; один Федоров игранет на акустике и поет. Фривольно, но сугубо без лажи. Остальные же работники трещоткиного цеха мило филонят. Даже профильные ударники ударного труда Шавейников и Литвинов (RIP!). А может, это игра такая, в смысле театральности? Так все равно проникает до самого сердца. Это у меня с юмором плохо: первый как вдарит на похожей на токарный станок тумбе («Зимы не будет»), а второй бурлит на подобии карманного вибрафона.
Разве что Озерский выделяется, ибо, лишенный клавиш и привычного молока из пакета, он изредка берет трубу. Не мобилу, а настоящую звонкую дуду. Но повторюсь: происходящее онстейдж так завораживает, что постановки Меерхольда покажутся пенсионерскими посиделками. Между прочим, тут работает и звук, и свет – заметим хотя бы страшненький окрас овала лица Федорова в хвостовской «Орландине», пусть и на несколько секунд. Бонус – то же длительное шоу, но без хирургического вмешательства. Кататонический конферанс Гаркуши, бутыль «краски», передаваемая по кругу, вьющийся дымок, шепоток и вскрики, — не то анекдоты, не то пародии на скетчи из «Кабачка тринадцать стульев». Аудитория в восторге. Я, который и улыбается-то редко, тоже. Я, вообще, просто в шоке.
А глянем-ка на обложку: Кокопелли или аллюзия на «Дорогу»? Не то лиска, не крыска, не то волчица в радужных цветах ЛГБТ, нюхающая призрачную женщину, плюс конь, унесший любимого, и сакрально начертанная «Птица». И еще ряд более мелких символов. Лёня на момент этой записи — только-только выпустил свой сольник «Четыресполовинойтонны», его эстетика так и пышет. Этот диск — это кино, по-другому и не скажешь, аукцыонисто-аукцыонистое. Глядеть всем!