«Вежливый отказ» «Военные куплеты» (ГЕОМЕТРИЯ, 2017)

C кем, с чем «воюет» человек на обложке? Кажется, что у него нет вариантов… Или же это идёт война — с ним? Вообще, человек, поющий что-то, под названием «Военные куплеты» – объект или субъект, он начал войну или кто-то атакует его?

«Вежливый отказ» известен ассоциативными, психоделичными текстами и непростой, полистиличной музыкой. Вещь «Зенитчик» начинается, как джазовая, взрывается роком, но остаётся в околоджазовой эстетике. На песне с запоминающимся названием «Гудериан и мороженое» бас романтично ворчит, духовые дружно сбиваются на фри-беспредел — музыканты группы знакомы с экстремальным звукоизвлечением не понаслышке. Особая тема – работа группы с потоком фонем в текстах, разрывающим сознание слушателя. Эта манера выражать даже не мысли, но настроения не повторяет находки, допустим, Хлебникова — новояз, уже основательно освоенный рокерами и оказывается, при этом, уникальной.
В составе группы — Роман Суслов (лидер, гитары, вокал, тамбурин), Дмитрий Шумилов (бас-гитара, контрабас, вокал), Михаил Митин (ударные), Андрей Соловьев (труба, вокал), Сергей Рыженко (скрипка, вокал). Особо отметим намеченное концертами возвращение в группу Павла Тонковида (саксофон), а также то, что партии клавишных (без войны) поделили между собой супермастера — Максим Трефан и Павел Карманов, игравшие в группе в разные периоды её истории. На заключительной вещи «Финал» с Сусловым музицирует  Денис Юровский (тарелка, колокол).
Так с кем же воюет московская авант-рок-группа в рамках своей музыки, которую хочется описывать терминами типа «эстетский психодел» или «ироничный прогрессив»? Чуть ли не единственная, не только выжившая, но и прогрессирующая — из всего блестящего поколения столичных рокеров конца 80-х, упорно занимающаяся своими «музыкальными изысканиями» и оказавшаяся вдруг даже более популярной, чем 20 лет назад?
Война – важнейшее понятие для нашего, да, к сожалению, и любого другого времени. Ясно и то, что суть войны, реакция людей на неё, сейчас меняется, меняется отношение к ней. О том, что война — плохо и неприемлемо, что с ней надо бороться всем миром – было очевидным для поколений 30 лет назад. Сейчас с разных сторон можно услышать и оправдания, а то и поиски врагов и кровожадные призывы.
Война пронизывает наше существование, да? Есть у вас ощущение, что мы — в окружении или же то, что происходит вокруг – наступление? Например, неизбежное отступление человечества в безнадёжной гонке с энтропией? Есть у «Отказа» песня с похожим названием, а есть ли в нас или в музыке выход из этой западни? Может быть это «пауза», человечество ищет выход, поднимается на новый уровень и уже скоро (смайл) сможет о простом — говорить сложно, и наоборот, в сложном — понять что-то очевидное… Будем искать, как говорил герой популярного кинофильма.
«Профанация тоталитарного героизма» — уже подзабываемый принцип раннего творчества московской авант-роковой группы, в общем-то, не склонной к внешним эффектам, на этот раз реализован весьма эффектно. Ирония тут не просто спрятана, она – в швах тем, в границах смылов, в движении образов. Это не только смех над древнейшей человеческой глупостью, это, скорее плач над тем, что такую простую мысль, что воевать надо с самой войной, приходится повторять – опять и опять.