Новые говорящие головы: критика критиков

Вам кажется, что время «говорящих голов» прошло? Нет, этот навязанный нам некогда системой потокового вещания формат рано записывать в число устаревших. «Говорящие головы» переместились из теле-эфира в интернет.

 

В этих наших интернетах «говорящие головы» нового поколения — все как на подбор стильные, модные и молодёжные. Их передачи полны пародийных переодеваний и прочей буффонады. И, конечно же, у каждого из них есть авторитетное мнение обо всём на свете. Всякий зритель отныне волен выбрать себе «ведущего авторской телепередачи» по вкусу.

Не успели мы сами для себя решить, что блоггер — это, конечно же, не профессия, как миром овладело новое помешательство — влоггеры, они же видео-блоггеры, они же «обзорщики» (бр-р, слово-то какое…). Начинали они, следуя примеру великолепного Дага Уокера (Nostalgia Critic) с рассказов о кинофильмах и телесериалах. Публике это понравилось: в самом деле, порой на походы в кино и сидение перед телеэкраном элементарно нет времени. Так не проще ли выслушать краткий пересказ сюжета, сопровождаемый шуточками и пародийными гэгами, дабы решить: смотреть эту новинку сезона, или же просто козырять в компаниях знакомством с предметом»?

В процессе эволюции, конкуренции и броуновского движения влоггеры разорвали тонкую оболочку кинокритики, и вырвались на оперативные просторы жизни, вселенной и всего остального. Публике пришлось по нраву и это: приятно, когда тебе рассказывают о том, как всё на этом свете устроено — с прибаутками, некоторой долей цинизма, и не какой-нибудь старый, скучный и вышедший в тираж профессор Капица, а свой чувак, которому за его труды совершенно не западло перечислить пару сотен на счёт, пущай дальше веселит. Далеко не всегда в таком способе информирования есть смысл, но что вам, собственно, не нравится? Выживет сильнейший, а порочные тенденции отомрут.

«Раньше, еще лет пять назад, если тебе нужен был какой-то примитивный тюториал по моддингу, ты шел в соответствующее коммунити, получал ссылку на файл и читал его. Теперь в коммунити тебе дадут ссылку в ютуп, где ты будешь смотреть на то, как какой-то жаждущий славы подросток возит по экрану своего компа мышью, и слушать его бубнящий голос, косноязычно объясняющий на двадцати минутах то, что ты прочел бы за полторы. То есть, если раньше один человек брал на себя труд и тратил свое время на то, чтобы написать нечто полезное, что остальные прочтут быстро и без труда, то теперь ситуация прямо поменялась, и отныне все, кому что-то нужно, должны брать на себя труд и тратить свое время на одного ленивого остолопа с микрофоном. Я в курсе, что про переход от дискурсивного к визуальному восприятию мира за последние тридцать лет не написал только ленивый, но все же одно дело — строить прогнозы, и совсем другое — в них жить…», — пишет блоггер предыдущего поколения А. Рондарев.

Разумеется, блоггерство как таковое подвергалось критике с момента возникновения. Причём самими же блоггерами. Как справедливо заметил однажды незабвенный А. Б. Покой, в эпоху до-интернета подобная форма деятельности была бы просто немыслима. Представьте, к примеру, ситуацию, когда за каким-нибудь средневековым балаганом из города в город таскался тип, который после каждого представления рассказывал почтеннейшей публике, что с этим представлением не так, да ещё и, снявши шляпу, просил себе за эту охренительную историю несколько монеток на пропитание. Да его бы пинками прогнали после первой же попытки подобное учудить. Я далёк от идеализации средневековых нравов в духе Е. Головина. К тому же, если каждый нынче может высказать своё мнение, чуть меньше опасаясь пинков и плевков, чем пятьсот лет назад — наша цивилизация далеко не безнадёжна, и какое-то нравственное развитие претерпевает. Но вот какого чёрта высказывание своего мнения делает высказывающего поп-звездой, даже если он сам больше ничем не знаменит?

Так или иначе, блоггеры эволюционировали: заметки лучших из них сейчас больше похожи на научно-популярные статьи со ссылками на источники и обширным справочным аппаратом. Превращаются, значит, в солидных, основательных, и, как следствие, уже не таких искромётно-привлекательных академиков капиц. И тут на сцену выходят влоггеры, у которых всё весело, с накладными усами, и зачастую ни единого пруфа к их сенсационным разоблачениям или остроумной критике. Разумеется, формат YouTube позволяет повесить ссылку на источник прямо на экран, причём в тот самый миг, когда на нём будет появляться требующая ссылки информация, но лишь немногие утруждают себя подобными мелочами.

А раз так, то лёгкость в мыслях, излагаемых влоггерами, начинает бить все рекорды необыкновенности. Можно потешаться над «диванными коммунистами», которые по описанию похожи скорее на национал-патриотов, но кому интересны такие несущественные неувязочки. Можно выступать с критикой поп-феминизма, тщательно удерживаясь от той простой мысли, что провальные тенденции в феминизме есть следствие мелкобуржуазного подхода к делу — а то в «диванные коммунисты» запишут. Можно, наконец, сделать обзор упадочных тенденций в «дамских романах», снабдив его заголовком со словосочетанием «тёлочкина проза» — ну а фигли, мы же адепты здравого смысла, а не вот этой всей толерастии, и вообще, нас рейтинг кормит.

Вот здесь-то собака и порылась. Влоггеров действительно кормит рейтинг — а ради заработка на ютубовской рекламе можно под соусом здравого смысла стебаться над толерастией и прочим феминизмом. Главное, не забывать время от времени сообщать «мы не будем давать моральной оценки этому явлению». А то ещё чего доброго отпугнёшь какую-нибудь тусовку любителей кататься в тайские бордели под девизом «а я чо, а я ничо, это у них национальные традиции такие».

Новые властители умов? Многие ли из них захотят продолжать удивлять мир своим здравым смыслом и искромётным юмором, если монетизация их клоунады станет по какой-то причине невозможна?