Десталинизация и буржуазное лицемерие (часть 2)

Каждый год в годовщину расстрела царской семьи кто-нибудь обязательно задаст как бы риторический вопрос: «как это царь, один-единственный, мог нести ответственность за всё, что творилось в стране?». Логично. Только почему-то в годовщину смерти Сталина эта логика не работает: нам обязательно в очередной раз расскажут, какой Сталин был кровавый тиран, и как дико адски во всём виноват. Причём, расскажут, похоже, те же самые люди, что при другом раскладе писали бы приснопамятные миллионы доносов.

В этом сезоне некоторую вирусную популярность получила картинка с подписью «у этого убийцы, как у Гитлера, не должно быть могилы, на которую могли бы прийти с цветами крестящиеся людоеды». Обратите внимание — «крестящимися людоедами» тут названы нищие старики, которых последние четверть века откровенно грабили борцы со сталинизмом, сидящие теперь по чистеньким офисам и указывающие в своих мало кем читаемых интернетах, на кого надо креститься, а на кого нет.

Дело обычное, хотя и не скажу, что нормальное: чуть менее, чем все публикаторы и комментаторы подобных картинок пребывают в тихом отчаянии от неспособности что-то изменить в реальном мире. И, будучи не в силах признаться в этом самим себе, пытаются, как могут, компенсировать эту беспомощность. И люди несчастные, и методы дурацкие.

И шо интересно: ограбленные жилконторами, лишённые медицины, оставшиеся без работы, — тысячи их, если не миллионы, — несут гвоздики к бюстику Сталина. А иной пламенный борец со сталинизмом живёт в доставшейся от предка-партработника «блатной» квартире. Некоторые даже публично судятся с бывшими жёнами / мужьями за успешно приватизированные в благословенные 90-е партийные дачки. Ехал Сталин через Сталин…

Никто не помнит, как звали ту дамочку, которая, будучи дочкой ставшего жертвой внутрипартийных разборок аппаратчика, успешно отучилась за государственный счёт, получила место примы-балерины в Большом театре, где большую часть жизни услаждала взор партийной шушеры, за что с благодарностью приняла звания героя соцтруда и народной артистки, а также Ленинскую премию и три ордена Ленина — а как стало можно, так сразу поведала миру, что «коммунизм хуже фашизма»? Борцы, ха.

Из переписки с записным десталинизатором: «Взамен веры в диктатора нужно просто запретить его имя и память, равно как и устранить место захоронения. Нельзя вспоминать врага, пытаться оправдать или придать его поведению человечные черты». Сначала мне стало смешно, потом страшно. Страшно, что за таким инфантильным детским лепетом стоят вроде бы дееспособные члены общества. Может, даже успешные.

Однажды летом 2011 года, гуляя по Новосибирску, я увидел на первом этаже нового моднейшего дома, где каждая квартира стоит бешеные деньги, блатной ресторан с декоративным крылечком из старых досок и названием «Барак». В двух шагах от него стояли настоящие бараки из старых досок, в которых до сих пор жили люди. Почти наверняка этот ресторан открыл какой-нибудь демократ 90-х и пламенный борец с тенями сталинизма. А что ему было надо делать — кормить нищебродов, которые в рынок не вписались?

Я ни в коем случае не призываю любить Сталина. Я спрашиваю: почему результат всей борьбы десталинизаторов с его наследием — это ежегодное заваливание бюста ненавистного палача гвоздиками? И что десталинизаторы могут предложить взамен веры в «справедливого диктатора» всем тем, кто приходит с этими гвоздиками на его могилку в дырявых башмаках из квартир с протекающими потолками? Не покупать раз в год одинокую гвоздику? Вписаться в рынок? Или смиренно подыхать, как и подобает не вписавшемуся быдлу?

Борьба «либеральной общественности» с памятью о Сталине — борьба с маленьким следствием большой причины. Очередная попытка замазать косметическим кремом раковую опухоль.

Первая часть статьи «Десталинизация и буржуазное лицемерие» — здесь.