Есть ли жизнь после рока

Пытаемся понять, что такое современная рок-музыка. Говорят, что теперь всё с приставкой «пост-»? Но зачем-то люди берут в руки гитары и даже создают порой ощущение, что они альтернатива атаке бабла, затопившей мозги.

Дмитрий Бациев и «Андеграунд Блюз Бэнд» — «Киты Невы» (Отделение ВЫХОД, 2017)
Издательство «Отделение ВЫХОД» дошло до своего четырехсотого релиза. Волею судьбы им стал CD проекта «Дуче и Соучастники» петербургского поэта и музыканта – Дмитрия «Дуче» Бациева. Блюз тут — способ дыхания, Бациев думает в этом ритме, песни дышат в этом ритме и строка «По всей стране идёт охота на всех, живущих в стиле блюз» настраивает именно на этот ритм.
У Бациева получается иногда близко к Майку, в группе играет Александр Храбунов (lead guitar), музыкант «Зоопарка». Вспоминается другой музыкант, издававшийся на этом же лейбле – Александр Дёмин, с ним тоже играли музыканты «Зоопарка». Но Дмитрий – рокер другой, более хулиганистый, что ли. Экзистенции и тонкости Майка он не добивается. Диск звучит порой, чуть ли не как антитеза Науменко. Есть, например, фраза про «запросто убить…», вещь с запоминающимся рефреном «Скотина, я скотина!» противостоящая, пожалуй, идее — «Ты — дрянь». На другом полюсе восприятия скороговорки, фонемы Бациева. В трек-листе есть вещи с такими названиями — «Эй-эй-блюз», «Ша-ла-ла-ла», «Айнанэ блюз» и «Були були бу бу». Есть и не слишком удачные рифмы. Но эта разгильдяйская «русско-роковая» составляющая словно растворяется, исчезает на вещах «Кит» и «Психоделический блюз» — концептуальных и правда, психоделических.
Может быть, пора решить, что же это такое — блюз по-русски? Почему, например, Майк играл блюз, Чиж играет блюз, Умка играет блюз, а прекрасные и мастеровитые парни, старательно поющие по-английски, соблюдают форму, а блюзовым духом от их песен и не пахнет. Предположим, что дело именно в этой неуловимой субстанции – «духе». Так вот, чего-чего, а этого-то добра у Дуче и его песен – более чем достаточно.

Намбату «Письма в пустоту» ()
«Намбату» — екатеринбуржский проект, «группа товарищей с ограниченной безответственностью». Существует с 2003 года, выпущено пять альбомов. Лидер бэнда и автор песен — Анастасия Берсенева, её вокал гибок и театрален, многие могли бы поучиться у неё умению петь разнообразно и образно. Также в составе Андрей Васильев (ex-«Настя») – гитара, звукозапись, сведение, мастеринг, Владимир Федотовских (ex — Alai Oli) – гитара, бас-гитара; Дмитрий Дураков – барабаны, перкуссия; Виктор Комаров (ex. Nautilus Pompilius) – клавишные; Минзиля Гибадулина – мандолина; Дмитрий Табачков – тромбон. Заметны специальные гости – Алексей Могилевский (экс-Nautilus Pompilius — саксофон), Дмитрий Ефимов (балалайка); Софья Комарова (экстрим вокал).
«Здравствуй, вечность!» – «скромно» начинают общение музыканты. Есть строки, которые удивляют. Допустим – «Оцифруйте мою душу, закачайте её на флэшь»… Точно — именно туда? – хочется переспросить. Или — «Счастливчики-покойники»… Ещё — «Что значит чёрный блюз для белой меломанки!».
Название проекта – как не обратить на него внимание — предположим, игра в слова, означающая «номер два». Вспомним Кая Метова, у которого позишен был — «намба-ван». Внимание также неизбежно фиксируется и на  толстенькой картонной коробке – таково дизайнерское решение альбома от Александра Коротича. Играется при этом поп-рок, но всё сделано решительно и сильно, тут не жалуются. Порой кажется, что звучит что-то динамичное и мощное а-ля Atomic Fireballs, но с женским вокалом.

«Возвращение» «Глубина» (Sketis music)
Жанр «unplugged» развивается словно рывками – то выдавая запоминающиеся работы, то затихая, как море при отливе. На фоне нынешнего такого «отлива» полу-акустический альбом группы из подмосковного города Железнодорожный создаёт ощущение светлого творчества, некоторой стандартности и несомненного качества.
Группа удивляет отсутствием гитары. Её функция была передана балалайке, «Возвращение» словно занята поиском нового русского фолка, нового русского дыхания, авторской, бврдовской песни на базе синтеза рокенрольного и фолкового музыкального мышления. Душа нашей музыки изуродована плясовщиной. Эту душу надо искать – долго и упорно, без призов и без гарантий. Издательство Sketis Music давно работает в этом направлении – вспомним проект Folkbeat, у лейбла «Геометрия» в этом ряду – «Ива Нова». Вот и «Возвращение» тут будет — в тему.

Джин «Феникс» (Капкан)
Джин – имя героини марвелловского «Люди X». Хотя в «Алладине» помнится, был куда более симпатичный и прикольный джин, ну да ладно, это дело музыкантов – с кем они хотят ассоциироваться. Раньше эта группа из Екатеринбурга имела более соответствующее стилю название — «Солнечные фрукты» — связанное с этим ироничное позиционирование. Они были «Солнце» (Женя Зыкина) и «Фрукт» (Андрей Бегунов).
Забудем про какие-то очень знакомые фамилии музыкантов. В дело вступают заметные и крутые гитары, появляются тени проектов типа Garbage или, в наших реалиях, «Город 312». Гитары – хороши и разнообразны, они не усложняют жизнь, а нагнетают звук. Ни в какие обобщения и философии, мысли и выводы эти песни не лезут. Поэтому не удивительно, что «Джин» — номинанты множества попсовых радио-премий и масс-культ-фестов.
Попытка вписаться в сладко-кислый тренд групп с хулинистыми девушками у микрофона и стеной гитарного звука — засчитана, но чудо не происходит. Доминантой и лейттемой происходящего остаётся подростковое сознание. Немного отличается песня «Марш», вспоминается «Нау». Ещё отлично от общего фона звучит «Ты». Песни — либо «любовь-морковь», либо «про себя», либо советы — как же поступать, когда тебе плохо. Разве что-то ещё может быть в голове у «современного» автора, который хочет быть популярным (грустный смайл)? Последние слова альбома — «Я больше не одна». Ну хоть тут хорошо, успокаивается слушатель.