Группа «Происшествие» сняла клип на развалинах завода в Самаре

18 июня в социальной сети Вконтакте московская группа «Происшествие» опубликовала новый клип, снятый специально для канадского телевидения. Отметим, в съёмках не участвовало ни одного профессионального актёра, а бюджет работы составил ноль рублей. Но обо всём по порядку.

Как-то в 2001 году главному редактору литературного журнала «Точка зрения» Алексею Караковскому пришло письмо от канадской поэтессы российского происхождения Виты Штивельман ¬– это была подборка стихов для публикации, в том числе её раннее стихотворение «Из меня уходит жизнь». Так состоялось знакомство. После более чем пятнадцати лет эпизодического общения по литературным вопросам Вита однажды спросила Алексея, не хочет ли он написать песню на её стихи. Алексей прислушался к своему внутреннему голосу и сказал: «Хм, а она уже вроде даже звучит!».
Музыку в голове оставалось лишь сыграть. В апреле участники группы «Происшествие» собрались в Москве и начали работу в студии. Гитарные партии в исполнении Алексея, напоминающие стилистику new wave, родились довольно легко и быстро. Когда дошло дело до бэк-вокала, за дело взялись знатоки фольклора Саша Тэвдой-Бурмули и Тимофей Ляховский. Ближе к зиме Алексей додумал прочие нюансы, сыграл органную партию, и 28 ноября 2017 года композиция была обнародована. Музыкантам так понравилась песня, что они решили выстроить вокруг неё будущий альбом «Смерть как чудо».
Алексей: «Смерть меня не пугает – вероятно, я потерял достаточно много близких людей за последнее время. Не знаю, для кого как, а для меня этот альбом давно назрел, ведь тема смерти в обществе табуирована, и люди не готовы ко встрече с ней. Что касается меня лично, то я считаю, что умирать – это нормально, и не хотел бы для себя вечной или искусственно продлённой жизни. Всё, что естественно и сообразно природе – верно. И это заставляет меня любить жизнь ещё сильнее».
В марте 2018 года песня «Из меня уходит жизнь» прозвучала на канадском радио «Мегаполис Toronto» в передаче, посвящённой автору текста песни. «Естественно в молодом возрасте мы чаще обращаемся к грустному. Чем меньше лет остаётся, тем более позитивны наши стихи», — прокомментировала свои стихи Вита.
Дальше – больше. В мае телевидение Торонто начало работу над большой передачей, посвящённой творчеству Виты Штивельман, причём с ведущим программы, музыкальным журналистом Максимом Кравчинским, Алексей был уже знаком по работе на московском радио. Оставалось лишь продумать видеоряд к песне. Специально ехать для съёмок в Москву к «Происшествию» не было ни времени, ни возможности, и Алексей решил работать над клипом у себя в городе – в Самаре. Первоначально сюжет формулировался как «психоделические приключения Алисы Лиддел на развалинах завода ЗИМ», однако, на практике всё оказалось иначе и намного интереснее. Согласно замыслу, в съёмках могли принять участие все желающие, однако то, что объявление о месте встречи было опубликовано лишь на страничках фотомагазина «Кандинский» и Самарского кинофестиваля «70/30», ожидаемо привело к тому, что случайных людей не было, и уровень творческой самореализации был высоким.
Каждый участник съёмок продумал дома свой образ и набор действий в кадре, рассчитанный на 3-5 секунд. Почти все приехали с семьями. Кроме семилетней Маргариты Перепёлкиной, специально приглашённой на роль главной героини, на съёмочной площадке собралось ещё шестеро детей, трое из которых приняли участие в съёмках. Домашние заготовки были дополнены работой гримёра и различной импровизацией – танцами в оконном проёме, использованием граффити и тому подобным. В итоге стилистика психоделии 60-х и индастриэла 90-х была дополнена мотивами из «ужастиков» и откровенным гротеском. Процесс съёмки активно фиксировался самарскими фотографами, многие из которых также попали в кадр с эпизодическими ролями.
В какой-то момент в здание завода зашло двое полицейских и поинтересовалось, что тут происходит. «Фотосессия и съёмка клипа. Это же не запрещено?» – «Нет» – «Ну мы тоже так подумали». К счастью, муляж ружья не попался им на глаза: запрет на ношение оружия во время чемпионата мира по футболу привёл к тому, что накануне его жертвами стали даже страйкболисты, чего уж говорить о сомнительных людях в пышных нарядах и пугающем гриме.

После съёмок участвующие в них музыканты (Алексей Караковский, Юрий Бабединов и Владислава Рукавишникова) устроили небольшой концерт на развалинах, а потом, купив пива, неспешной походкой направились в сторону центра города. Но, как оказалось, это было ещё не всё. Попрощавшись с Юрием, Алексей и Влада увидели во дворе неподалёку по-настоящему психоделическую картину – пылающее кресло в окружении ещё двух таких же кресел и полное отсутствие людей рядом. Поняв, чего не хватает клипу, Алексей достал камеру и отснял увиденное. «Это было похоже на обложку пластинки Pink Floyd “Wish You Were Here”», – говорил он, – «Нам не хватало именно огня, и кто-то там на небесах решил помочь». «Надеюсь, никто не подумает, что в бюджет клипа входил поджог кресла», – пошутила Влада. Монтаж клипа был готов уже на следующий день…

ИЗ МЕНЯ УХОДИТ ЖИЗНЬ

Что ты только не скажи,
Из меня уходит жизнь.
Как на выдох птичья трель,
как на вдохе – лёгкий хмель, –
непрерывно, непременно,
неизбежно, незабвенно.
В полдень в поле – вкусом хлеба,
Шариком воздушным в небо,
на асфальте – скрипом шин
из меня уходит жизнь.

Сиднем сядь и пляс пляши –
всё равно уходит жизнь.
И когда висок болит,
и когда закат вдали,
жаждой – пить! – и всякой жаждой,
криком «Нет!», улыбкой каждой,
схваткой, страстью, кровью, тенью,
нерожденьем и рожденьем,
каплей правды, морем лжи
из меня уходит жизнь.

Что тут скажешь? Разве всхлипнешь
или крикнешь: «Ну и влипли!»
И прищуришься надменно.
Только медленно и верно,
невозможно, непреложно,
беспрепятственно, безбожно,
святотатственно, прекрасно,
жизнь – без вида и без гласа –
беспощадно, как и раньше,
без тоски и без реванша,
беззастенчиво, безмерно,
беспричинно, беспримерно,
непрерывно, непременно,
неизбежно, несомненно…

{youtube}GuWkxuuFSxU{/youtube}

Фото — Евгений Андросов.