Часто говорят, что в России текст превалирует над музыкой. Это правда. А вот хорошо это или плохо – можно спорить. Сегодня – несколько альбомов, в которых мы, в первую очередь, слушаем текст – тут без него не обойтись.
«Стиходелика» Проект Виктора Задорожного – «Песни на стихи Ники Турбиной» (Sketis Music, 2017)
Старт серии альбомов, записанной кантри и рок-музыкантом Виктором Задорожным, основавшим группы Apple Jack и Good Sun Band. Альбом «Стиходелика» имеет фантастическую историю. Восемь песен из одиннадцати были написаны в 1983 году молодым музыкантом Задорожным, который был, как и вся страна, впечатлён стихами девочки-поэтессы из Ялты Ники Турбиной. Теперь уже подзабыто, что самая высокая награда за достижения в мировой поэзии – «Золотой Лев» только дважды вручался представителям России – это были Анна Ахматова и девятилетняя Турбина.
Ника погибла – трагически, а кассета с давними песнями Задорожного недавно была чудесно найдена в архивах поэтессы. Теперь те песни заново перезаписаны и изданы на CD. На большинстве вещей поёт Диана Дорофеева (экс-Apple Jack).
Альбом пробует вернуть ощущение чуда. Получается с переменным успехом. В нём нет ужаса от трагедии Ники, но есть светлый восторг от её стихов. Особенно волшебно получились «Не слушайте уличных фонарей» и «Смысл жизни». Насколько можно почувствовать через годы волшебство того времени – вопрос открытый. Девочки-поэтессы – одно из чудес той эпохи. Они писали волшебные строки, становились извесными и любимыми для всей страны. Наверное, рано, наверное, невовремя, наверное, это было для них не хорошо. Но волшебство их строк проникало в души, и про это нельзя сказать «нехорошо».
«Стиходелика 2» Проект Виктора Задорожного «Высоко над явью» (Sketis Music, 2017)
Вторая часть проекта «Стиходелика» берёт в соавторы Гергия Мосешвили, а также классиков – Адама Мицкевича, Ивана Бунина, Тараса Шевченко. Тут поэзия стоит не на первом месте, а, пожалуй, как-то рядом, наравне с музыкой. Песни, посвященные фестивалю в Вудстоке, расположены в начале трек-листа – на английском (более роковое пение – Сергей Гуцан) и в его конце – на русском (крунерский вокал – Павел Козлов). Они, как и, стоящая в середине диска, тоже англоязычная «Midnight Rock» сделаны бодрее и выделяются. Большая часть альбома – собственное творчество Задорожного. Есть вещи, ориентировнные и на неторопливую гитару, и на бардовскую эстетику, и на мейнстим, есть софт-рок а-ля Клэптон или Dire Straits, что точно описывает поколение из которого вышел автор.
В записи участвовала большая сборная команда рок-музыкантов из разных групп, причём, тут обошлись без медийных общеизвестных звёзд, поэтому большее внимание приковывает сам продукт. Выделяется, пожалуй, засветившийся на трёх вещах известный московский рок-клавишник Денис Мажуков – в том числе на упомянутых выше посвящениях Вудстоку.
«Symphonia БГ» (Борис Гребенщиков, 2017)
Оркестровая версия композиции БГ записана с прекрасным оркестром «Виртуозы Киева». И записался БГ в Киеве, ведь нация там охотно поющая и танцующая, что не тайна. Тут бы и начать говорить про протест, но не тут-то было. Гребенщиков остаётся степенен и просветлён. Да и хрипит певец тут не так, как на недавних альбомах новых песен. Запомнилась более дпугих композиция «Stella Maris» – собственно, песня группы «Аквариум» из альбома «Соль». Цель альбома, похоже, успокоить бурю, циклон, а это возможно, только если ты находишься в его центре, верно?
Matrixx “Здравствуй” (Союз Мьюзик, 2017)
Глеб Самойлов – половинка братского тандема из уже совсем развалившейся «Агаты Кристи» и его группа – выпусили дневник внутренней жизни болезненного сознания, с соответсвующими жанру готики пафосом, символизмом и самолюбованием. Покоряет и определяет ситуацию текст одной из композиций, состоящий из трёх слов: «Готика маленького ротика».
Можно прибавить и радостную черепушку на обложке – стилистически альбом выстроен безупречно и прекрасно сделан музыкально. На нём царит картинная нервность, хочется даже подпустить из-за колонок ароматного дымка для создания более завершенной атмосферы.
Оригинальный голос агитатора, горлана, главаря Владимира Маяковского в финальном треке «Послушайте» – позитивный выход, луч энергии и света. Перед ним – немецкий язык, нагнетание мрачнятины, гробы, мертвецы, сто оттенков рок-меланхолии, грозные крики, злые гитары и недобрая электроника – всем, кому не хватает страшилок в популярных СМИ, вам – сюда.
Comments are closed