Хроноп «Отчаянье и любовь» (Геометрия)

Десятый юбилейный альбом нижегородской группы «Хроноп» – легенды фестиваля Подольск–87 — соединяет особые, «хроноповские» мелодичность и поэтичность с ясно поданными протестными настроениями. «…я называю их песнями морального беспокойства» – говорит о своих новых работах лидер группы Вадим Демидов.

В песнях CD «Отчаянье и любовь» — попытка чувственного осознания болевых точек общества, плюс ирония, плюс надежда на очищающее чудо – вещи, цивилизацией забываемые. Но тут всё это проведено, пропущено через личное восприятие. Жанр альбома — исповедальная лирика.
На апокрифическом Подольском фесте «Хроноп» стал героем и открытием, но времена пришли иные, ту интонацию в 90-х подхватили и стали звёздами экранов другие музыканты – попроще, пошумней. Про «Хроноп» говорят, как про группу интеллигентную, но на этом альбоме, она показывает, какие бури бушуют в душе у творческого персонажа Демидова. «Мягкий протест» – настроение, которое трудно воспроизвести в наших краях, тут протест ассоциируется с хватанием за дреколье и с красным петухом. Не возьмёмся судить, насколько это соответствует психологии кортасаровского хронопа и не будем вспоминать примеры большой любви, которая вела человечество через тёмные времена, но Демидов поёт, что «…много сил потратили на ненависть», и «мало сил осталось на любовь».
Для кого-то «разрешение стрелять по толпе» — воспоминание про царский режим, для кого-то – про новочеркасские события, а может быть — про убийство коммунистических икон Сакко и Вапнцетти… Но Демидов говорит о другом, он – про сейчас. Такими примерами история человечества была до нашего времени полна – мы первые живём во времена, когда это трудно представить, однако образ присутствует в альбоме весомо. Вадим как бы завис между временами, протестуя в актуальных выражениях против давно растаявших теней и будто не видя новых, которые широко улыбаются у него из-за спины. В песнях герой недоволен тем, например, что на улицах стоит ОМОН (образ аж дважды присутствует в текстах альбома). Затем он заявляет, что его выгоняют из страны – пока что эмоционально, но не физически — как раньше бывало высылали недовольных. Впрочем, хорошо известны примеры, когда рокеры уезжали за кордон без каких-то явных фактов насилия – ментальный дискомфорт имеет особую стать, это правда.
Отметим «современное» отношение Демидова к звуку – он не переживает из-за мр3-сжатий саунда. Но, с другой стороны, единственный виниловый диск группы был выпущен… ещё в СССР. Там артистов не спрашивали, делали, «как положено», и получали то положительный, а то и отрицательный, но результат. Теперь ситуация обратная…
«Злой хроноп? Нет — взрослый!» — сказал Демидов а презентации альбома. Печальный — добавим мы. У Вадима есть редкое качество — все сказанные о нём комплиментарные определения верны, про него нет необходимости выдумывать пиар-мемы. Даже названия протестных песен, таких, как «Ну и зря боялась», «Старая» — не пышут агрессией, а одна из центральных композиций называется, вообще, «Медуза» хотя моря и океаны у «протестных» рокеров чаще вызывают иные мысли. Вот у Борзыкина, не так давно, был, помнится, Ихтиозавр, плывущий строго — на запад. Поэтому, за «последнего недобитого романтика», который отправляется «спасать солнце» хочется поклониться Хронопу в пояс.