ВПР и «Фестиваль Всего На Свете» «Шапка» (Выргород)

Аббревиатура ВПР расшифровывается по-разному. Помнится, было такое — «Великий Певец России» — и это было прекрасно. Одна из альтернативных трактовок сценического имени артиста – «Высота Принятия Решения». Вот она вполне созвучна настроению альбома. И даже, пожалуй, соритмична.

Начнём с наивного символизма картинки на обложке диска. Хочется сказать сакраментальное – «Тяжела же ты шапка Мономаха…», когда смотришь на гору, установленную на голове героя обложки… Или, может быть, Рома ВПР тут в образе Головы из «Руслана и Людмилы»? Эти вектора, оформленные в регги, музыку, сделанную с особой музыкальной ясностью, да ещё и с добавлением тяжести понимания власти Вавилона и глубокого недоумения от этого — формируют мир альбома.
Релиз «Шапка» внезапно показался близким к тому, что делал «Комитет Охраны Тепла» (sic!), такой стиль заставляет всех — и слушателей, и артистов — быть серьезными, а ритм регги подталкивает к осознанию жесткой реальности. При этом стиль регги от ВПР остаётся ритмично захватывающим, позитивно-неспешным танцевальным стилем. Можно покачиваться под эту затягивающую, как цветочное болото музыку, отдаваться психоделу вплетённых в неё цветных лучей-лент, она обволакивает и ласкает, хотя и пощипывает, и тревожит.
Рома часто искажает слова, это отражает то обстоятельство, что его регги поётся явно где-то в русском березняке. «Родина моя кудрявЫ-Ыя…», и тут же «лето красное», «каша из топора»… такой регги Среднерусской полосы. И то, что она «не пахана не засеяна», конечно, тревожит её жителя и без Джа с этим точно не разобраться! Вот и разворот диджипака, кроме благодарностей и рекламы, предлагает болотные пейзажи, эдакую Елань… Протекает же на этой обложке речка Мокша – кому-то и знакомая, не такая далёкая. И тут же, «рядом» наступает Кали Юга, которую людям надо пережить, регги-цыганочка а-ля Брегович, которую надо сплясать. Дел невпроворот, короче.
В песне «Цивилизация цыган» можно отдельно слушать, как звучит её название – первое слово, словно рубленое и металлическое, а второе – колокольный звон… Дихотомичность этого названия соединяет полюса и заставляет их светиться и мерцать. А к финалу появляется «Песня №9» и кажется — кто же ещё сможет в поп-песне сказать про разврат дочерей и нового бога, ходившего среди людей… А сказать – надо, пора уже.
Хочется забыть музыку, политику и быт, цитировать Волошина, вспоминая Ванюшу-дурака… Альбом напоминает, что регги — музыка трагическая, несмотря на захватывающий ритм и тихий, прячущийся за ним голос. Так в чём сила раста, брат? Может быть в умении расслабиться и улыбнуться, даже поняв вдруг — «…как же я попал». И родина музыканта оказывается воздушной и прозрачной, Кришна напевает «люли-люли», а в ушах после музыки эхом остаётся тихое удивление – «Ангел рядом…»